Одна из подзабытых геополитических тем с новой силой напомнила о себе после достижения договоренности между Западом и Ираном по закрытию иранского ядерного досье: ЕвроПРО. Как известно, ранее именно Иран позиционировался как основная угроза европейской безопасности и причина строительства системы противоракетной обороны в непосредственной близи от российских границ. Теперь же, с размораживанием переговорного процесса по иранскому атому, актуализовался вопрос: против кого же сегодня направлено ЕвроПРО?
Эту тему с "Вестником Кавказа" обсудил председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков. "Как мы знаем, ссылки на так называемую "иранскую угрозу" составляют основу обоснования системы ПРО в Европе. Нам когда-то рассказывали, правда, что эта система направлена против Северной Кореи, но, поскольку над этим все очень долго смеялись, то в НАТО осознали анекдотичность своей аргументации и стали говорить, что эта система направлена против Ирана. Но если сейчас проблема с ядерной программой Ирана решается, если Иран и далее пойдет по пути ограниченного обогащения урана, которое не позволяет создать атомное оружие – значит, иранская угроза снимается", - отметил в первую очередь Пушков.
В итоге, подчеркнул политик, ЕвроПРО попросту теряет базу, под которую можно было бы подвести ее существование и необходимость. "Путин здесь совершенно справедливо сказал: если иранская угроза уходит, почему ПРО остается? Я думаю, что наши западные партнеры не сумеют ответить на этот вопрос. Помню, как нам официальные представители НАТО заявили, что 30 стран угрожают в ракетном отношении Европе. Я сказал: "Назовите хотя бы пять". Мне ответили: "Иран". Я спросил: "А остальные четыре – тоже Иран?" Никакого официального обоснования у ЕвроПРО уже нет, остается только реальное", - сообщил депутат Госдумы.
"Реальность состоит в том, что идет ослабление влияния США и НАТО, только три страны Альянса выполняют свои финансовые обязательства. В таких условиях США нужна новая жесткая военно-стратегическая связка с Европой, и система ПРО, по их планам, должна привязать намертво европейцев к Штатам независимо от снижения эффективности НАТО. Это задача номер один", - заявил Алексей Пушков.
"Задача вторая – частичная нейтрализация российского ядерного потенциала. Думаю, что никаких других задач нет, а все остальное – это выдумки: и про Северную Корею, и про Иран, сейчас это стало окончательно очевидно. Если последняя дипломатическая инициатива, которая увенчалась успехом на переговорах в Женеве, получит развитие, и иранская проблема действительно будет снята, у ПРО не будет вообще никакого обоснования. Но это не значит, что от нее откажутся США. Придумают что-нибудь другое", - выразил уверенность председатель Комитета Госдумы по международным делам.