Нефтегазовым событием этого месяца стала долгожданная добыча первой нефти на гигантском месторождении Казахстана "Кашаган". Напомним, крупнейшее среди открытых за последние 40 лет, месторождение в казахстанском секторе Каспия разрабатывалось в течение более чем десятилетия совместной операционной компанией North Caspian Operating Company (Eni, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Total, "КазМунайГаз", China National Petroleum Corporations и Inpex). О его перспективах и влиянии на мировой рынок углеводородов рассказали "Вестнику Кавказа" эксперты из Казахстана и России.
Директор ЦАИ "Альтернатива" (Казахстан) Андрей Чеботарёв в первую очередь отметил, что Кашаган - долгожданный проект для Казахстана, однако, его реализация оказалась настолько долгой, что на сегодня уже сложно говорить, насколько он внесёт изменения в текущую ситуацию. "Тем более сейчас изменилась немножко ситуация, вошёл Китай в этот проект, и, наоборот, некоторые западные инвесторы вышли. Я думаю, роль Кашагана может быть даже преувеличена, особенно в зарубежных СМИ", - выразил мнение Чеботарёв.
Участие Китая в данном случае, по словам Чеботарёва, одновременно и было вызвано затянутостью проекта, и способствовало его успешной реализации. "Мне кажется, свою роль сыграл фактор длительного затягивания реализации проекта с точки зрения начала добычи. Даже в этом году европейские операторы говорили о том, что будет, возможно, опять задержка. Трудно сказать, что может привнести Китай в проект, для того, чтобы сдвинуть его, что называется, с мёртвой точки, но, тем не менее, это стало, всё-таки, показательно, что Китай пришёл и уже обозначались какие-то начальные сроки", - рассказал эксперт, добавив, что таким образом Китай продолжает своё расширение "на Запад", по крайней мере, в сфере сотрудничества с Казахстаном.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, в свою очередь, заявил, что в ближайшие десятилетия, как и предполагалось, Казахстан должен стать одним из ведущих производителей в регионе, причём с очень значительными объёмами. "Естественно, это влияет как на региональные права, так и на экспортные поставки из региона в соседние государства, в соседние области. Поэтому с одной стороны влияние, естественно, очевидно, а с другой стороны, тут не следует говорить о каких-то неожиданностях, поскольку это всё было прогнозируемо и в расчётах давно закладывалось. То есть это ожидаемое региональное развитие и ожидаемое укрепление позиций Казахстана, как нефте- и газодобывающей страны", - сообщил Кулагин.
"При этом надо понимать, что Кашаган является далеко не самым простым месторождением, поскольку у него и серьёзные глубины залегания, и геологические условия далеко, скажем так, не самые лёгкие. Поэтому в перспективе, конечно, мы не можем говорить о том, что появляется источник дешёвой нефти. Тем не менее, я думаю, тот состав компаний, который занят сейчас разработкой Кашагана, позволит привлечь нормальные технологии и соответствовать тем планам, тем этапам, которые изначально были заложены", - выразил уверенность в будущем месторождения эксперт.
"Я думаю, что уже через десятилетие мы будем говорить о Казахстане, как немного о другой стране, то есть той стране, которая является одним из лидеров мировой добычи нефти. Одним из - конечно, тут не идёт речи о таких объёмах, как Россия или Саудовская Аравия, но в принципе это достаточно приличные объёмы, где-то 75 млн т в год должно быть", - оценил Кулагин потенциал добычи на Кашагане.