В преддверии начала третьего раунда переговоров по мирному урегулированию сирийского кризиса, по традиции носящих название "Женева-2", замглавы МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахийан посетил Москву, где изложил точку зрения Исламской республики на переговорный процесс между официальным Дамаском и оппозицией, а также многие другие актуальные темы ближневосточного региона. Также дипломат ответил и на вопрос "Вестника Кавказа" о возможности создания новой внеблоковой системы безопасности на Южном Кавказе с участием ключевых региональных игроков, таких как Россия, Турция и Иран.
В первую очередь Абдоллахийан подчеркнул, что Ближний Восток и Северная Африка - это два региона, проживающих сегодня одну из ключевых страниц своей истории. "По всем событиям этих регионов мы постоянно проводим консультации с Россией, к примеру, сегодня с заместителем главы внешнеполитического ведомства мы обсуждали Палестину, Ливан, ситуацию в Бахрейне и, конечно же, Сирию. Так, мы согласились в том, что Египет должен как можно скорее вернуться на путь демократии, и диалог между оппозицией и представителями власти поспособствует урегулированию этого вопроса", - сообщил он.
По Сирии позиции Тегерана и Москвы по-прежнему едины: обе страны продолжат поддержку сирийского народа до тех пор, пока тот не определит демократическим путем свою судьбу. "Мы считаем, что конференция "Женева-2" не имела успеха из-за того, что реальному положению дел не было уделено должного внимания. США и другие страны настаивали лишь на том, чтобы создать переходное правительство, присутствовавшая оппозиция представляла лишь 3% населения, почти все, кроме Дамаска и Москвы, проигнорировали проблему терроризма в Сирии. Мы, конечно, отделяем оппозицию, которая верят в политическое решение вопроса, от террористов, но настаиваем на проведение диалога на региональном уровне. Женевские переговоры должны продолжаться до тех пор, пока в них не примут участие представители всех групп сирийского народа - только тогда можно ожидать ясного и четкого результата. Задача иностранных государств - поддержка этих переговоров", - подчеркнул Хосейн Амир Абдоллахийан.
Что касается отношений со странами Персидского залива, то они, по словам замглавы МИД Ирана, складываются на основе братства. "Конечно, существуют расхождения с Саудовской Аравией во взглядах на региональную политику, но у нас есть взаимодействие на высоком уровне, которое развивается своим путем. Инициатива президента Хасана Рухани заключается в том, чтобы приветствовать укрепление и расширение отношений с Персидским заливом", - отметил дипломат.
Безусловно, иранский политик не мог обойти вниманием и текущее состояние переговоров по закрытию иранского ядерного досье. "Мы являемся оптимистами в том, что касается ядерной программы Ирана, но считаем, что Запад должен доказать, что готов идти навстречу, чтобы мы могли ему доверять. Результат в целом зависит от того, насколько все стороны готовы предпринимать практические шаги. На этом пути должны быть сняты все санкции, дабы атмосфера пессимизма сменилась доверительной", - заявил Абдоллахийан.
Отвечая на вопрос "Вестника Кавказа" об обеспечении безопасности на Южном Кавказе, иранский дипломат согласился с возможностью создания новой системы с участием крупных региональных игроков. "Во-первых, я хочу сказать, что Иран является самой безопасной страной в регионе, при том, что некоторые наши соседи, я имею в виду Ирак и Афганистан, находятся в не очень-то безопасной ситуации. Мы считаем, что предпринимать новые инициативы с тем, чтобы обеспечить коллективную безопасность в регионе, необходимо. Сейчас сотрудничество по обеспечению региональной безопасности ведется между странами на двустороннем уровне, и мы видим потенциальную возможность для его перевода в многосторонний формат, а также формат создания блоков", - сообщил замглавы МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахийан.