Взаимодействие Казахстана с Россией в области энергетического сотрудничества гораздо больше, чем с какой-либо другой страной, а стремление Казахстана принять участие в проектах Южного газового коридора «в основном более декларативное, чем практически реализуемое, тем более, что Казахстан еще такого априорного согласия не давал». Об этом заявил по телефону корреспонденту «Вестника Кавказа» директор казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, комментируя предложение комиссара ЕС по энергетике Гюнтер Эттингера присоединиться Казахстану к проектам Южного газового коридора. Оно было озвучено накануне в рамках шестого Евразийского форума KAZENERGY-2011.
По мнению политолога, Казахстан на данный момент лишь выразил инициативу разработать энергетическую хартию энергетического сотрудничества с Евросоюзом.
«Еще в январе этого года в своем послании президент страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости разработать и подписать с Евросоюзом и отдельными европейскими странами энергетическую хартию «ЕС-Казахстан 2020». Уже сама по себе такая постановка вопроса говорит о том, что Казахстан заинтересован в расширении маршрутов транспортировки своих углеводородных ресурсов и, учитывая определенные трения с Россией по вопросам транзита, понятно, что есть желание выйти непосредственно на европейские рынки без всяких особых проблем и препятствий. Поэтому Казахстан, похоже, готов присоединиться к проектам Южного газового коридора», - заявил эксперт.
Отвечая на вопрос о возможных осложнениях в российско-казахстанских отношениях в связи с возможным участием Астаны в европейских энергетических проектах, Андрей Чеботарев заявил, что вопрос о маршрутах и способах транспортировки казахстанских углеводородов в Европу остается открытым. При этом «значительная часть казахстанского экспорта нефти и газа, так или иначе связана с Россией, через тот же, КТК (Каспийский трубопроводный консорциум – прим. ВК), например. К тому же Казахстан, например, не входит в состав акционеров нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также не является участником предполагаемого проекта строительства транскаспийского газопровода, который лоббирует Евросоюз», - сказал эксперт. Поэтому, по мнению казахстанского политолога, даже несмотря на проблемы в отношениях с Россией, связанные с «доступом к трубе» и тарифами, «со стороны России к Казахстану каких-то особых претензий просто не может быть, поскольку нету предмета этих претензий на данный момент».
Стремление Казахстана принять участие в проектах Южного газового коридора более декларативное, чем практически реализуемое — Андрей Чеб
21305 просмотров