Мария Санакоева: "Осетины гордятся своим происхождением - это базовая ценность, формирующая менталитет"

Мария Санакоева: "Осетины гордятся своим происхождением - это базовая ценность, формирующая менталитет"

Межнациональные браки считаются одной из основ многонациональной России. Собеседница "Вестника Кавказа" - Мария, шесть лет назад вышедшая замуж за осетина Алана Санакоева. Мария родилась в Ессентуках, окончила факультет философии человека Герценовского университета в Петербурге, там же работала пиарщиком торгово-промышленного холдинга, там же встретила будущего мужа.

- Как началась ваша семейная история?

- На первом курсе университета я начала заниматься кавказскими танцами в осетинском ансамбле "Иристон-СПб". Национальный танец, формирующий неповторимый статный вид, особую осанку – один из секретов стройности горянок. Все мои студенческие годы прошли под ритмы кавказских национальных танцев. Так я полюбила осетинскую культуру. В "Иристон-СПб" я и заметила Алана, но ближе мы познакомились только, когда всем ансамблем пошли на каток. Перед тем, как сделать предложение, Алан познакомил меня с мамой. Будущая свекровь сразу мне понравилась, а мое увлечение осетинской культурой добавило ей уверенности в том, что ее сын сделал удачный выбор. Алан рассказывал, что заочно представлял меня своим родственникам как девушку, которая знает об осетинской культуре и традициях больше любого осетина.

- Чем осетинские свадьбы отличаются от русских?

- Наша свадьба проходила в лучших традициях северной столицы: роспись во дворце бракосочетаний на канале Грибоедова и шумная молодежная тусовка с танцами, а после этого мы поехали во Владикавказ продолжать праздник. Осетинская свадьба – обрядовое торжество, в котором много символизма и смыслов, несущих в себе культурный код народа. Свадьба делится на этапы, каждый из которых раньше занимал по несколько дней, а сейчас их часто сокращают.

Первый этап – сватовство. В дом невесты трижды засылают сватов. На третий раз, после соблюдения всех нюансов переговоров, назначают дату свадьбы. Каждый раз все это сопровождается застольем. Но сватовство - регламентированное мероприятие по правилам, а не просто посиделки.

Второй этап - тайный визит. Это любимый этап молодежи. Жених и его близкие друзья приходят в дом невесты, приносят подарки и конфеты, отдают почтение женщинам рода, угощают, произносят тосты. И наконец, жених надевает невесте на палец кольцо.

Третий этап - традиционная свадьба, которая обычно проходит в двух домах: у невесты и у жениха. Каждая сторона собирает от двухсот гостей. После облачения в платье невесту забирают из родного дома и увозят – это целый ритуал. Вместе с ней в новый дом едет только избранный круг родных и друзей. Перед отъездом девушку подводят к старшим для благословения. У жениха невесту уже ждут, встречают танцами, музыкой и всеобщим восторгом. Это долгожданный момент. Невеста одета в великолепное традиционное свадебное платье, расшитое камнями, лицо ее скрывает фата, а талию стягивает серебряный пояс. Сначала невесту подводят к старшим мужчинам, затем к женщинам рода жениха и дают подержать ребенка, обычно мальчика, чтобы у молодых было много детей. После этого с лица невесты торжественно поднимают фату, и она угощает медом свою свекровь и других женщин. Этот обряд называется мады кус – он закладывает основу "сладких" отношений между ними.

Интересно, что жениха при этом на свадьбе нет: до приезда невесты он уезжает в ее дом, чтобы поздравить новых родственников и отдать им дань уважения. Раньше молодые виделись только на второй день свадьбы.

Другая особенность - невеста не участвует в застолье, танцах и веселье: ее роль – украшение праздника. Она стоит в специально отведенном месте, а те, кто хочет поздравить, подходят сами, шепчут на ухо комплименты и дарят золото. Невеста стоит в углу комнаты, ведь в осетинской традиции угол – самое защищенное место. Кстати, и в русской культуре есть понятие "красный угол" - место, куда ставят иконы. В Осетии угол также имеет сакральный смысл самого чистого и защищенного места. Невеста только входит в новую семью, и поэтому для нее выбирают самое защищенное место.

Фишка осетинской свадьбы - танцы. Хонга - танец-приглашение. В нем можно разглядеть самые значимые для осетинского народа качества: скромность, порядочность, упорство, настойчивость, достоинство. В танце партнерам нельзя прикасаться друг к другу. Все движения показывают искренность и пылкость наряду со скромностью и застенчивостью. В старину с хонга могли начаться романтические отношения.

Самый трогательный момент на нашей свадьбе – мой танец с бабушкой мужа. На танец бабуля пригласила меня сама. Так меня официально приняли в дом как родную дочь.

Несмотря на общеевропейские тренды, осетинки всегда предпочитают национальное осетинское свадебное платье. Оснований для такого выбора достаточно: осетинское свадебное платье - шедевр работы портных, дизайнеров и ювелиров.

- Какие обязанности в вашем доме считаются женскими, а какие мужскими?

- Кухня полностью принадлежит женщине, от приготовления блюд до приглашения за стол – все это дело женских рук. Все что находится за оградой дома - забота мужчины.

- В Осетии девушки должны носить платок?

- Здесь девушки не носят платок в повседневной жизни, но находиться на кухне с непокрытой головой считается признаком дурного тона. Кроме того, после свадьбы молодая жена некоторое время носит косынку в доме и снимает ее только после разрешения.

- Любят ли осетинские девушки ходить в салоны красоты?

- У осетинок настоящий культ красоты. Требования осетинок к собственному внешнему виду зашкаливают. Отчасти это связано с национальными традициями, поскольку девушка считается лицом семьи. С другой стороны, это особенность всех девушек и женщин Кавказа - стараться всегда быть лучше всех. Плюс к этому осетинки от природы очень красивы.

- Где лучше рожать детей в Осетии или в Петербурге?

- В Осетии любят, когда первым в семье рождается мальчик, ведь осетины - воины. В осетинском (нартском) эпосе описаны качества воина и защитника. Когда первенцу исполняется год, в семье устраивают праздник – кахц. В этот день на малыша надевают национальный костюм и чествуют его как продолжателя рода. Этот праздник - торжество и веселье всей семьи, принимающей еще одного воина – опору, надежду и защиту.

Людям, никогда не бывавшим в Осетии, может показаться несколько преувеличенным мое заявление о том, что здесь чужих детей не бывает. Но это именно так. Любой ребенок находится под присмотром соседей и родственников, до него всегда есть дело прохожим: от простой улыбки и приветствия, до незатейливого подарка или помощи маме с коляской или сумками. Забота о детях - отличительная черта и норма жизни осетин.

- Какие бы вы отметили главные особенности менталитета осетин? 

- Осетины - красивый и гордый народ. Они говорят: "Какое счастье, что я осетин – потомок аланов". Есть даже такая песня: "Где бы я не жил, в любой точке мира, в моей груди бьется сердце осетина". Это базовая ценность, формирующая менталитет осетин.

- Какой стереотип об осетинах вы хотели бы развеять?

- Главный стереотип об осетинах - их неторопливость и даже медлительность. Но осетины – воины. Весь нартский эпос рассказывает о героях-богатырях, а воин медлительным быть никак не может. Еще в Осетии настоящий культ спорта. Спортивные снаряды стоят буквально в каждом дворе, а занятия единоборствами среди мальчиков считаются обязательными.

34210 просмотров



Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!