На протяжении последнего десятилетия Азербайджан развивал свою туристическую отрасль, достигнув рекордного роста международного туристического потока в 2019 году. С началом пандемии COVID-19 в совете по туризму страны осознали, что это время можно использовать для дальнейшего развития в постковидном мире. Как пишет сайт американской медиа-компании Skift, специализирующейся на новостях, исследованиях и маркетинговых услугах для индустрии туризма, в 2018 году Азербайджан запустил свою первую официальную туристическую кампанию. В 2019 году в туристической сфере был достигнут рекордный показатель - страну посетило более 3 млн туристов. Поскольку в 2020 году COVID-19 распространился по всему миру, Азербайджан, как и любая другая страна, серьезно пострадал из-за пандемии. Но благодаря быстрой реакции правительства и комплексному подходу в туристической индустрии страна справилась.
Глава Туристического бюро Азербайджана Флориан Зенгстшмид рассказал о разработке стратегии устойчивого развития туризма во время пандемии.
- Как Азербайджан борется с пандемией COVID-19? Какие меры в области безопасности и гигиены позволяют путешественникам чувствовать себя в безопасности?
- На начальном этапе мы разработали комплексный подход для объединения всех заинтересованных сторон в сфере туризма в Азербайджане, чтобы помочь справиться с трудностями, вызванными пандемией. Мы были одной из первых стран по внедрению общенациональных стандартов здоровья, безопасности и гигиены в рамках программы SAHMAN ("Санитарно-гигиенические методы и нормы"), реализуемой совместно с аудиторской компанией PwC. Проведено около 12 тысяч мониторинговых сессий, и это приносит положительные результаты. Правительство также создало оперативный штаб для наблюдения за распространением COVID-19 и введения специального карантинного режима для всех жителей Азербайджана с ужесточением и ослаблением ограничений в зависимости от уровня заражения.
- Как это повлияло на индустрию туризма?
- Пандемия стимулировала спрос на поездки, связанные с природой, экологией и свежим воздухом. Люди находятся в поиске опыта, обеспечивающего подлинное культурное погружение. В связи с закрытием границ среди жителей Азербайджана растет спрос на поездки внутри страны. Чтобы поддержать туристическую отрасль в эти беспрецедентные времена и побудить местных жителей открыть для себя красоты Азербайджана, мы запустили кампанию по внутреннему туризму Macəra Yaxındadır ("Приключения рядом"). Мы готовимся к эпохе после пандемии, уделяя больше внимания здоровью, гигиене и безопасности, а также развитию экологически безопасного туризма. Особое внимание мы уделяем развитию природного и экологического туризма - например, разметке пешеходных маршрутов и созданию инфраструктуры для наблюдения за птицами, - а также таким подлинным, аутентичным впечатлениям и мероприятиям, как гастрономический туризм и улучшение инфраструктуры сельских гостевых домов. Поскольку Азербайджан не принадлежит к регионам массового туризма, когда придет время, путешественникам будет проще и безопаснее наслаждаться захватывающим погружением в страну.
- Какие стратегии вы использовали для развития туризма во время пандемии?
- С самого начала пандемии мы работали над всеобъемлющей стратегией, направленной на содействие внутреннему туризму, разработку новых продуктов, а также обучение и повышение квалификации сотрудников отрасли. Наша стратегия состоит в том, чтобы работать с местными экспертами и представителями отрасли для разработки новых маршрутов и продуктов, основанных на природных ресурсах, по всей стране, а не создавать новое искусственным путем. Пандемия позволила нам продолжить укрепление отношений с лидерами отрасли через различные ассоциации. Например, для повышения конкурентоспособности гостиничной индустрии Азербайджана мы запустили национальную систему классификации звезд отелей совместно с Ассоциацией отелей Азербайджана.
В Азербайджане проживают представители множества культур, национальностей и верований, от евреев Губинского региона до русских молокан Исмаиллинского района и древних народов Кавказских гор. Мы активно работаем над развитием польского и еврейского наследия, а также других подобных туристических маршрутов. Мы также работаем над наследием "Шелкового пути" Азербайджана, исследуя и соединяя ремесла, практикуемые в отдаленных селах, такие как ковроткачество и медное дело, со средневековыми памятниками и азербайджанской кухней. В Азербайджане есть Кавказские горы, Каспийское море, субтропическая зона на юге, а также озера, леса и полупустыни, которые предлагают удивительные пейзажи и возможности для активного отдыха. Кроме того, мы прилагаем усилия для информирования путешественников о региональных продуктах и богатых урожаях Азербайджана.
- Пандемия COVID-19 создала множество проблем для сферы туризма. Но какие возможности она предложила?
- Чтобы снять одну из основных проблем, с которой сталкивается отрасль, - сокращение квалифицированной рабочей силы - мы создали Центр обучения и сертификации в сфере туризма, чтобы способствовать повышению квалификации и поддерживать вовлеченность работников индустрии туризма. Центр предоставляет образовательные услуги представителям индустрии туристической сферы, государственным служащим и сообществам, чтобы помочь региональным компаниям оставаться на плаву, сохранять рабочие места и готовить квалифицированных специалистов. Мы также создали платформу дистанционного обучения Azerbaijan 101, разработанную, чтобы помочь иностранным специалистам в сфере туризма узнать больше о возможностях Азербайджана.
Мы внедрили новые цифровые технологии, чтобы общаться с нашими глобальными партнерами. Сейчас мы работаем над продвижением Азербайджана как направления для гастрономического туризма. Также реализуется несколько проектов по улучшению инфраструктуры сельских гостевых домов. Наша цель - сохранить аутентичность гостевых домов, одновременно устанавливая стандарты проживания и обеспечивая будущим путешественникам наилучшие впечатления.
- Как предложения Азербайджана соответствуют новым требованиям, сформировавшимся у путешественников с начала пандемии?
- Благодаря невероятному биоразнообразию, ландшафтам, отдаленным местам, а также природным пейзажам и ресурсам, Азербайджан идеально подходит для путешественников, которые хотят посетить менее многолюдные, нетривиальные места, где легче соблюдать дистанцию и санитарные требования. Азербайджан предлагает аутентичные впечатления, такие как походы между отдаленными горными селами на склонах горных хребтов Большого и Малого Кавказа, обеды на свежем воздухе в традиционных ресторанах Баку, посещение лимонных и чайных плантаций на юге, изучение ремесленного наследия бывших поселений "Шелкового пути". Но превыше всего для будущих путешественников будет безопасность.
- Как развивается туристическая инфраструктура Азербайджана?
- В Азербайджане находится ультрасовременный международный аэропорт имени Гейдара Алиева, которому Skytrax присвоил пять звезд, а также четыре небольших международных аэропорта. Железные и автомобильные дороги вдоль основных транспортных коридоров, соединяющие Азербайджан с соседними странами, постоянно модернизируются. Кроме того, теперь есть варианты размещения, доступные туристам с любым бюджетом, от глобальных гостиничных сетей, таких как Marriott, Hilton и Four Seasons, до небольших бутик-отелей, хостелов, гостевых домов, спа-салонов и оздоровительных курортов. Также в разработке находятся новые гостиничные объекты от Ritz-Carlton и IHG. Ожидается, что в Карабахе построят еще два международных аэропорта; постоянно развивается и сообщение между регионами. Количество и качество туристических мероприятий и сопутствующей инфраструктуры также продолжают расти. В стадии разработки находится центр для посетителей грязевых вулканов, расположенных чуть более чем в часе езды от Баку. Его будет окружать "лунный" пейзаж, который идеально подходит для наблюдения за звездами и глэмпинга.
- Как Азербайджанское агентство по туризму намерено продвигать это направление?
- Планируем возобновить работу с международными клиентами, как только будут сняты ограничения на международные поездки. Мы также посетим несколько торговых выставок и откроем представительства на новых рынках, включая Турцию, Германию, Австрию и Швейцарию. Надеемся расширить нашу деятельность в Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, Центральной Азии, а также в Западной и Северной Европе. Планируем продолжать использовать веб-конференции и другие цифровые инструменты до тех пор, пока личное общение и продвижение туристических направлений на торговых и туристических выставках, а также презентациях для инвесторов снова не станут возможными. Хотим вывести статус Азербайджана как туристического направления на международных рынках на новый уровень.