Сегодня в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел научно-практический круглый стол, посвященный обобщению и развитию практического опыта московских диаспор по укреплению межнационального взаимодействия в столице России и формированию образа москвича. На полях этого события ″Вестник Кавказа″ побеседовал с зампредом Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, членом президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, заместителем директора по науке Института этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН) Владимиром Зориным, курировавшим в ранге министра национальную политику в начале 2000-х.
- Владимир Юрьевич, как, по-вашему, сегодня диаспоры могут способствовать укреплению межнациональных отношений в столице России?
- На заседании круглого стола мы говорили, что не всем представителям народов, населяющих нашу страну, нравится слово "диаспора". Но это слово здесь произносилось без отрицательной коннотации, а в хорошем, добром смысле слова. Думаю, дело не в терминах, отношениях принимающего населения и приезжающего населения, независимо, являются ли они представителями народов, живущих в нашей стране, или прибывают из-за рубежа. Например, азербайджанцы –представители другого государства, однако мы несколько сот лет жили вместе. 660 тысяч граждан РФ являются этническими азербайджанцами. Была высказана очень хорошая мысль, что надо не увлекаться дефинициями, а больше заниматься существом дела по укреплению дружбы, согласия, взаимопомощи, сотрудничества, соработничества между народами, населяющими нашу страну.
- 19 декабря 2012 года президент России утвердил Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Как она работает?
- Мы находимся в преддверии пятой годовщины со дня принятия Стратегии государственной национальной политики. Уже можно подвести промежуточные итоги и обсудить новые акценты, которые возникли в реализации этого документа за последние два года. Он возникли в связи с крымским консенсусом, посткрымским консенсусом, информационной атакой, которая ведется на нашу страну, санкциями. Целый набор событий говорит о том, что в реализации национальной политики у нас сегодня появляются и новые акценты. Но главное остается неизменным. Традиционно российское государство сохраняло все народы, которые оказывались в зоне его ответственности, независимо сами ли они приходили или в результате каких-то конфликтов или походов. Наше государство никогда не проводило насильственную ассимиляцию. И мы не пережили ни одной религиозной войны. Это базовые ценности, на которые мы опираемся и сегодня, отдавая себе отчет в том, что появляются новые вызовы.
- Речь идет о внешних вызовах?
- Не только. Вызовы бывают и внутренние – социально-экономическое положение, желание списать на мигрантов свои экономические трудности, бытовая этнокультурная неграмотность, бытовая ксенофобия. Все это встречается у нас в стране. Есть отдельные события, которые всегда становятся фоном для возможной этнической мобилизации. Это перепись населения, которая будет у нас в 2020 году, и выборы. Президентские выборы пройдут у нас в марте 2018 года. В сентябре этого года мы прошли единый день голосования по национальной, миграционной теме, государственно-религиозным отношениям очень корректно. Хотелось, чтобы этот тренд был соблюден и на выборах президента РФ. Уже тут появляются определенные кандидаты, у которых очень сумбурные позиции по национальному вопросу. Я хотел бы посоветовать всем кандидатам, чтобы они ориентировались все-таки на Стратегию государственной национальной политики, потому что она является документом общественного согласия, доктринальным документом в нашей государственной национальной политике.
- А как перепись населения может негативно повлиять на межнациональные отношения?
- Хочу напомнить, что в ходе переписей 2002-го и 2010 года некоторые политические силы хотели разыгрывать политическую карту, советуя людям – ″запишись татарином″, ″запишись черкесом″, ″запишись сибиряком″. Надеюсь, что наши общественные организации и политические силы сделают все, чтобы, несмотря на добровольность переписи, все люди пришли и назвали свою национальность, чтобы государство могло учитывать их интересы при планировании нашей дальнейшей жизни.
- Могут ли возникнуть где-то очаги напряжения?
- Мы сегодня имеем механизм этно-конфессионального мониторинга, что с помощью которого сумеем вовремя выявлять очаги напряженности и разрешить сложную ситуацию в случае ее возникновения.