Конгресс США одобрил закон о новых санкциях против России, которые могут затронуть и европейские компании, работающие в сфере энергетики, а также затруднить реализацию проекта "Северный поток-2". Евросоюз в штыки воспринял подобные перспективы, пообещав защитить свои энергетические интересы. "Вестник Кавказа" побеседовал с аналитиком Sberbank CIB Валерием Нестеровым о влиянии ужесточения американских санкций на российский энергетический сектор и на энергобезопасность Европы.
- Как новые американские санкции повлияют на развитие российской экономики?
- С одной стороны, они, конечно, будут иметь много минусов для нашей экономики, в чем-то будут тормозить ее развитие. Но будут и плюсы. Например, одна из целей - сорвать освоение Россией нефтегазовых ресурсов Арктики. Но в сложившихся условиях, возможно, это даже принесет нам пользу, потому что в текущих условиях нам нужно более рационально и ограничено расходовать свои фонды, может быть, сосредоточиться на ресурсах на суше, которых у нас много и технологии которых проще адаптировать, чтобы добывать эти нефть и газ с меньшими затратами. Освободившиеся же ресурсы перераспределить: часть - на освоение ресурсов на суше, а другую часть, например, на усиление военно-морского флота. И оба этих случая явно не в интересах США: нам удастся повысить коэффициент извлечения нефти, добиться прогресса в разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, которых у нас очень много на суше, а также укрепить обороноспособность.
- Какие последствия будут иметь новые американские санкции для реализации проекта "Северный поток-2"?
- Здесь США ведут опасную игру, результатом которой для них может стать осложнение отношений с Европой. Европейский бизнес имеет свои бизнес-интересы, интересы выживания, конкурентоспособные интересы и прочее. США же довольно грубо пытаются их подмять под себя: у них в планах не только экспорт СПГ, но приобретение украинской газотранспортной системы, что еще больше дестабилизирует европейский рынок. У Европы с точки зрения газоснабжения все сейчас развивается в нормальном русле, есть конкурирующие проекты и другие перспективные источники, например, Восточное Средиземноморье, а американский газ воспринимается как один из источников. У США есть не только избыточный газ, но и амбиции стать крупнейшим экспортером СПГ в мире и экспортировать буквально сотни миллиардов кубометров, 200-300, если осуществить все проекты. Но это сделать трудно. Уже ряд проектов неконкурентоспособны, некоторые, например, крупнейшие проекты в Канаде, сворачиваются или сдерживаются. Американцы очень заинтересованы в азиатских рынках, но там огромная конкуренция австралийского газа, которого сейчас очень много. На 30% увеличивает мощность производства своего СПГ Катар, крупнейший экспортер, скоро присоединятся российские проекты - один выходит, второй, Arctic СПГ, уже на подходе. Поэтому для американцев европейский рынок важен со всех точек зрения.
- Могут ли США выйти на него, используя честные пути ведения бизнеса?
- Для Америки это будет затруднительно, потому что пока все прогнозы, все анализы говорят, что российский газ более конкурентоспособный, чем американский. При необходимости у "Газпрома" есть возможность демпинговать, снизить цену. Это нормальное ведение бизнеса, а американцы его пытаются нарушить, делая политику приоритетом над экономикой. Такие маневры или поступки могут быть оправданы в краткосрочном плане, но в стратегическом, на многие годы, конечно, это ошибочная и ущербная позиция. С такой позицией сейчас выступают та же Польша, та же Литва, которые покупают дорогой СПГ, чтобы не покупать российский газ. И это очень спорно. На мой взгляд, эта позиция оправдана только в определенных примерах. Да, они платят сейчас премию за независимость. Но в целом у Европы очень дорогие энергоресурсы, и покупать еще дороже, тем самым повышать стоимость собственной продукции, для европейцев очень невыгодно. Европа является естественным конкурентом США. Не думаю, что европейская политическая элита мечтает попасть в полную зависимость от США. Все-таки понимают необходимость отстаивания собственных национальных интересов и где-то исподволь, возможно, завидуют тому, что такую возможность имеет Россия.
-Какие шаги может предпринять руководство ЕС для защиты своих интересов в этом вопросе?
-Не создавать искусственных привилегий ни для какого экспортера газа, будь то Норвегия, Алжир, США или Россия - то есть, продолжить политику создания, которую они успешно осуществляют на протяжении уже ряда лет, интегрального и конкурентного газового рынка с минимальным воздействием монопольных факторов на него. В рамках осуществления такой стратегии экономического развития для американского газа найдется место на отдельных рынках в отдельные периоды. Но оно будет, на мой взгляд, достаточно скромным, несколько десятков миллиардов кубометров в обозримой перспективе. Вопрос Украины пока остается открытым. У Евросоюза с ней проблемы. Конечно, отсутствие единства - это то, что сейчас мешает, а в будущем может развалить ЕС. Все-таки противоречия - и экономические, и политические - очень существенные, и они нарастают.