Тигран Хзмалян: «Армения изменилась и уже не будет прежней»

Беседовал Давид Степанян, Ереван. Специально для "Вестника Кавказа"
Тигран Хзмалян: «Армения изменилась и уже не будет прежней»
Представитель инициативной группы оппозиционного политического движения “Сардарапат”, известный кинорежиссер Тигран Хзмалян говорит в интервью «ВК» об общественных настроениях в Армении, зарождении новой политической элиты, предстоящих президентских выборах.

- В Армении нарастает общественное движение в защиту прав человека. Защитники парка Маштоца, водопада Трчкан, люди, которых взволновало “Дело Арснакара” – лишь небольшая часть этого движения. Создается впечатление, что деятельность общественных движений и организаций отвела на второй план политические партии…  

- Армения изменилась и уже не будет прежней. Это может прозвучать патетично для скептиков, но в стране начались необратимые процессы. Гражданское общество, которое никогда не исчезало, после недолгого перерыва вновь берет на себя ответственность за страну, понукаемое инстинктом самосохранения. В этом процессе много внешних и внутренних обстоятельств. Главным из внутренних обстоятельств, стал приход нового поколения, спустя 24 года после начала карабахского движения. Но продолжает жить и прошлое поколение, поколение тех, кто стремится построить государственность и тех, кто стремится окончательно разграбить страну. То движение, которое в 2008 году возглавил Армянский национальный конгресс, окончательно выдохлось, возможно, к счастью, так как спустя несколько лет те идеи, которые несли лидеры АНК, никак не изменили бы систему. Именно в этом состоит горький парадокс. Победа оппозиции, возможная в 2008 году, не принесла бы Армении системных изменений. Она бы изменила кое-что в стиле, манерах политиков высказываться, но она не многое бы изменила в жизни людей. В Армении после карабахской войны произошла либеральная революция, после которой к власти пришла группа авторитарных лидеров. Все три президента Армении представляют именно эту группу, неслучайно они являются логическим продолжением друг друга и выходцами из Армянского общенационального движения. И главным итогом их деятельности является крайне неэффективное управление Арменией, катастрофическая неадекватность, неспособность оценивать происходящие в стране изменения той “элитой”, которую они собрали вокруг себя. 

- То есть молодые люди, идущие против власти, это и есть новая элита? 

- Да. Сейчас зарождается новая элиты, прежде всего состоящая из молодежи. Она еще не осознает себя таковой, но ее лучшая часть демонстративно уклоняется от того, что в Армении называют “политической деятельностью”. На самом деле в Армении произошла подмена понятий, у общества выработалась аллергия к партийной деятельности, в результате чего закономерно произошла деградация партий. К этому привела осуществлявшаяся с 1994-95 годах сознательная политика властей по дискредитации политических партий Армении. Подобная линия характерна не только для Армении - это практически общемировая тенденция. После распада социалистического лагеря расстановка политических сил изменилась настолько сильно, что между существовавшими до сих пор политическими партиями и обществом, которое родилось в результате этого коренного перелома, появилось огромное несоответствие. Если же прибавить к этому потерю властями всех стран мира монополии на распространение информации в результате распространения интернета и социальных сетей, то можно прийти к далеко идущим выводам. К примеру, о всеобщем мировом кризисе представительской демократии. В случае Армении этот кризис представлен наиболее выпукло, поскольку сконцентрирован на очень небольшой территории. Именно поэтому в Армении все эти процессы прихода в жизнь в политику, экономику и культуру нового поколения, способного и вынужденного решать новые и старые задачи, идут очень быстро.

- В каком направлении должна работать эта новая, сила, учитывая, что на последних парламентских выборах энная часть общества отдала свои голоса “старой” системе власти?

- В Армении все еще существуют старые игры, в которые людей заставляют играть. Говорить, что кто-то выиграл выборы тем или иным способом сегодня смешно, потому что ни одна проблема в Армении не решается. 

- Почему же? Свою проблему сохранения власти и всех сопутствующих благ выигравшие как раз и решили…

- Власть не является целью, она является лишь средством. Я думаю, что никто в Армении всерьез не считает сохранение банковских счетов 40 олигархических семей национальной задачей. Кроме того, и это не поможет, так как мы видим, что происходит с зарубежными банковскими счетами тиранов, которые успешно замораживаются. Примеров невозможности, что-то кому-то передать после смерти множество. И сегодня власти Армении цепляются за пузыри, которые тоже лопаются, они попросту обречены, думаю, что наиболее умные из них сами это прекрасно понимают. Сегодня они попросту крадут наше с вами время, находясь в лихорадочном постоянном поиске не только миллиарда долларов, как об этом пишут СМИ, но и пути национального развития. Решать на двадцатом году обретения независимости с кем мы должны быть, с Россией или Америкой – смешно. Это свидетельствует о неадекватности наших властей. Они неминуемо будут заменены, потому что у Армении большой запас прочности и страна в этом смысле уникальна. По геополитической стабильности Армения беспрецедентно стабильна, чего нельзя сказать ни об одном из окружающих нас государств. 

- То есть, все дело в мононациональности…

- Не только. Арабы – это тоже одна нация. Я говорю о конфессиональных и религиозных различиях вполне способных расколоть страну. Это произошло в Ираке, это происходит в Сирии, других арабских странах.

- В последнее время в Армении много говориться об угрозе, которую несет стране сектантство. Вы усматриваете в этом проблеск угрозы нацбезопасности республики или все же она притянута за уши?

- В этом присутствуют элементы определенной кампании, так как подобные проекты щедро проплачиваются. Тем не менее они пока не имеют серьезного влияния на общественную жизнь, потому что армяне не очень религиозный народ. Как бы кощунственно это ни звучало, но Армянская апостольская церковь – это не столько религиозный, сколько этнокультурный институт. Так уж сложилось исторически. Поэтому существующее многообразие церквей, вариативность христианства (я говорю не о сектах, которые часто выглядят довольно мерзко, а о католиках и протестантах) совершенно не угрожает национальному единству. Секты нам всерьез не угрожают, нам угрожает то, что существующий режим бессовестно использует Церковь, руководство которой столь же бессовестно играет в эти игры, в которых цели и тех и других выглядят достаточно схоже. Однако предстоящее очищение Армении неминуемо затронет и Армянскую апостольскую церковь, которая ассоциируется с армянской государственностью. 

- В феврале в Армении пройдут президентские выборы. Вы считаете, что они неспособны стать инструментом подобного очищения?

- То, что пройдет в Армении в феврале – это не выборы, а фарс, как и майские выборы в парламент. Стать инструментом для смены власти они, конечно, неспособны потому что будут проходить в рамках тех же внутриклановых и внешнеклановых договоренностей. Эта игра формируется таким образом, чтобы главный участник выборов – народ - к ним никакого отношения не имел. То есть механизмы фальсификаций, запугивания и принуждения настолько отлажены, что волеизъявления нации не происходит. Однако у режима сегодня практически нет ресурсов, достаточно сказать, что около половины бюджета формируется за счет внешних заимствований. Соответственно, армянское правительство является ничем иным как группой внешнего управления, во многом зависящей от воли кредиторов. В результате в Армении сложилась абсурдная ситуация, когда правительство зависит от кого угодно, но только не от собственного избирателя. Это является очередным свидетельством того страна стоит на пороге серьезнейших структурных изменений в общественной жизни Армении. 

- Молодые люди, решившие свою задачу в парке Маштоца, способны реализовать эти структурные изменения без политических партий?

- Сменить правительство можно перестрелкой в парламенте, как в 1999 году, митингами, но это не будет сменой системы. Изменение системы включает в себя много компонентов, закономерностей и совпадений. Поэтому говорить об изменениях можно на основе целого ряда компонентов. Важнейшим из них является готовность к изменениям самого общества. Лишь за последние недели в Армении произошла вылазка экологических активистов в Хосровском лесу, появилась оппозиция в Карабахе, появилась группа “Мы хозяева этого города” в Гюмри, нарастает сопротивление в Сюнике, активизировалось движение в защиту молодых активистов арестованных из-за столкновений с Полицией, нарастает движение “Ваге Аветян”, солдатских матерей. Это все в совокупности свидетельствует о тотальной эрозии старой системы власти, тотальности кризиса власти.
“Сардарапат” всегда стоит рядом с этими движениями, что позволяет полиции и власти обвинять нас в том, что мы ими дирижируем. Подобные обвинения смешны и свидетельствуют лишь о том, как плохо власти разбираются в общественной ситуации. В важна школа сопротивления, которую проходит наша молодежь, вовлеченная в различные социальные группы. В результате она перестает бояться власти, режима. Режим никто не уважает и не боится. Соответственно, сейчас режим действует исключительно по инерции, являющейся по законам физики понятием затухающим. И изменить ситуацию посредством выборов невозможно, поскольку на них никогда не бывает альтернативного кандидата. В последние несколько лет всем казалось, что в Армении такая альтернатива есть. Но раз за разом массы людей готовые к революционным изменениям отправляли домой, в результате чего стало ясно, что альтернативы эти были ложные. Однако они сыграли с нашим обществом довольно злую шутку. Люди не хотят заниматься политикой, они отдают эту прерогативу оппозиции. Все неудачи последних лет, это ведь не неудачи общества, это неудачи оппозиции. 

- Оппозиции, которая была нужна власти? 

- Да. Во всяком случае, сейчас “оппозиция” этого уже и не скрывает, вступая в сделки с различными политическими силами. И отсутствие тех масс людей на нынешних митингах АНК, которые выходили на площадь Свободы в марте 2008-го говорит о том, что общество, наконец, осознало суть и цели этой оппозиции. В результате этого, подобно вкладчикам МММ не хочет понимать лишь небольшая группа людей, отказываясь признать собственную ошибку. Таким образом, наши политические Мавроди доконали в этом смысле армянское общество, скомпрометировав саму идею оппозиционности. Нынешняя, новая оппозиция пугает старую, партийную оппозицию, поскольку категорически не приемлет какого-либо партийного вливания. 

- Но эта линия властей продолжается с той разницей, что “оппозиционный” АНК постепенно заменяется “оппозиционной” “Процветающей Арменией”…  

- Надо, чтобы произошли изменения многих в том числе и внешних компонентов, формирующих политическую жизнь в Армении. В результате президенту Армении на днях придется составить в Москве на встрече с президентом России очень сложную хореографическую композицию, где одна его нога будет на Западе, а другая в России. Но долго так не устоять, и альтернатива этому есть. Армении нужна не российская и не западная ориентация. Нам нужна одна ориентация армянская. Лишь армяноцентризм, не национализм, может спасти Армению на основе национальных ценностей и интересов.
30170 просмотров
Поделиться:
Распечатать:
* - запрещенная в России террористическая группировка