В Баку в эти дни проходит 43-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, на которой рассматривается 36 предложений о внесении различных культурных и природных объектов со всего мира в список всемирного наследия. На полях этого события "Вестник Кавказа" побеседовал с генеральным директором Сирийского отделения Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Линой Кутиефан о проблемах сохранения исторических памятников в Сирии.
- Прежде всего, по вашему мнению, какой вклад вносит культурное наследие в обеспечение единства сирийского народа?
- Конечно, культурное наследие может объединить людей. Подобный серьезный опыт существует по всему миру. Мы считаем, что совместное восстановление общего наследия даст хорошую возможность для объединения сирийского народа.
- Установлено ли уже, сколько исторических памятников было уничтожено в Алеппо во время войны?
- К сожалению, у нас все еще нет доступа в город, поэтому точную статистику я привести не могу. Но мы знаем, что многие памятники культурного наследия пострадали, например, Калъат-Симъан (крепость Симеона). Древние деревни Северной Сирии (их около 40 между Идлибом и Алеппо, 8 являются непосредственными частями Алеппо) были разрушены в результате столкновений и действий местных жителей, которые использовали камни памятников для восстановления своего жилья. Разрушений на этой территории, которая представляет собой культурное наследие, так много, что мы даже не можем оценить их масштабы, тем более без доступа к местности.
- Есть ли у сирийского правительства план по восстановлению разрушенных объектов?
- У нас есть стратегия, но нет финансирования, поэтому процесс восстановления еще не начат. И когда он начнется, речь будет идти лишь о малых масштабах. Для всей территории страны в целом мы по-прежнему ожидаем подходящего момента, потому что у нас не хватает денег и экспертов, для полноценной работы слишком много препятствий.
- Сколько объектов в Алеппо занесены в Список культурного наследия ЮНЕСКО?
- В Алеппо два объекта: старый город в Алеппо и античные поселения Северной Сирии.
- А сколько всего таких объектов в Сирии?
- По всей Сирии еще пять объектов: старый город в Дамаске, старый город в Басре. Пальмира и два замка Крак-де-Шевалье и Калъат-Салах-ад-Дин. Наиболее пострадали старый город в Алеппо и Пальмира.
- Как вы оцениваете проведение сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Баку?
- Он, безусловно, повысит уровень нашей осведомленности о том, что происходит в мире, как решаются проблемы с разрушенными объектами. Люди объединяются для спасения наследия. Мы проводим эти конференции, потому что каждый раз получаем новый опыт.
- Ведете ли вы работу с российскими экспертами?
- Да. Думаю, что часть из них будет заниматься восстановлением Пальмиры. Российские организации заинтересованы в этом объекте. При этом пока у нас нет точных планов сотрудничества.