Накануне в Москве открылась ежегодная международная выставка Moscow Halal Expo, организованная под патронатом Торгово-промышленной палаты России и Совета муфтиев России и при поддержке правительства Москвы. На полях этого события "Вестник Кавказа" побеседовал с директором выставки Кириллом Скогоревым.
- Какова сегодня ситуация на российском халяльном рынке?
- Халяль - это не только торговые сети. Доля халяля в торговых сетях меньше 3%, даже в мясном ассортименте. Дело в том, что в основном халяль производит мелкий и средний бизнес, который не может выставать продукцию на полки сетевых магазинов, поэтому она распространяется в других сегментах рынка. У нас это уже восьмая выставка. Мы к ней готовились полтора года - немножко переделали формат, сделали формат лайфстайла и халяль-салона. Халяль-салон - для закупщиков и для производителей. А лайфстайл - для развития исламской экономики. Например, туризма. Индонезия, скажем, сейчас проводит исследования вместе с DinarStandard - насколько интересен российским туристам, в частности, туристам-мусульманам из России, коих 25 млн человек, халяль-туризм.
-Какие секторы халяльной индустрии вам кажутся наиболее перспективными?
- На данный момент это продукты питания. Конечно, мы рассчитываем, что начнет развиваться финансовое направление. У нас есть компании, которые занимаются исламскими финансами. Наша компания "Алиф Консалт" проводит на этом направлении большую работу вместе с нашими партнерами, включая Совет муфтиев России. Думаю, что финансовая составляющая - это будущее для российской экономики.
- Сколько посетителей вы ожидаете в этом году?
- Мы ожидаем пять тысяч уникальных посетителей. В прошлом году было 3901 уникальный посетитель. При этом мы хотим переориентироваться с количественных показателей на качественные. Мы хотим больше деловой аудитории, больше дистрибьюторов, больше контрактов. Один контракт - это больше, чем тысяча посетителей.
- Расскажите подробнее о лайфстайле?
- Если существует халяльная еда, значит, существуют и другие халяльные услуги. Соответственно, одежда может быть халяльной или нехаляльной. Туризм может быть халяльный или нехаляльный. На телевидении и на You Tube есть халяльные каналы. Такого рода услуги и есть мусульманский лайфстайл. У каждой национальности, у каждого вероисповедания, у каждой общности есть своя культура жизни - лайфстайл. У мусульман она такая.
- Сейчас проводить мероприятия, подобные вашей выставке, стало проще, чем восемь лет назад, когда вы начинили?
- С каждым годом проводить выставки все сложнее и сложнее, поскольку растут запросы участников. Кроме того, экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. Мы начинали первую выставку в Совете муфтиев России в кризисный год - в 2010 году. И после был кризис, и сейчас, и еще будут кризисы. Поэтому мы работаем в жестких условиях. Но если есть довольные участники, то и мы будем проводить эту выставку.
- На открытии выставки представитель Чечни республики пригласил вас в республику, чтобы провести там мероприятие. Вы собираетесь работать в регионах, в том числе на Северном Кавказе?
- Мы выбрали Москву, потому что это самый большой потребительский рынок России. Здесь живет 2,5 млн мусульман - больше, чем в любых других республиках. Но мы сейчас видим, что с Северного Кавказа - Дагестан, Чечня, Ингушетия - идет положительная динамика по развитию халяля. Мы прорабатываем этот вариант, и возможно, перед Рамаданом сделаем мероприятие, которое будет способствовать развитию отрасли в регионе.