На днях в Исполкоме СНГ состоялась дискуссия, посвященная интеграционным процессам на постсоветском пространстве. О том, как какими выводам пришли эксперты, "Вестнику Кавказа" рассказал президент РГГУ, член-корреспондент РАН, член совета Российского исторического общества Ефим Пивовар.
- О чем шла речь на конференции по интеграции в рамках СНГ?
- Научно-практическая конференция, в которой участвовали представители 10 стран СНГ в статусе полномочных представителей, послов или руководителей аппарата посольств, или МИДа той или иной страны, министерств финансов, стала продолжением дискуссии, начатой на саммите СНГ в Ашхабаде. Тогда туркменский президент выдвинул инициативу подписания специального документа об экономическом и стратегическом сотрудничестве стран СНГ на современном этапе. Казалось бы, подобных документов было много, но этот отличался тем, что его подписали все страны Содружества безо всяких оговорок. Документ предусматривает достаточно много практических шагов сегодняшнего дня и ближайшей перспективы, связанных с экономическим взаимодействием и получением выгоды от экономической интеграции наших стран.
Это очень важно, поскольку в мире идет два противоположных, но очень важных геоэкономических процесса. С одной стороны, в последние годы наблюдается определенная фрагментация геоэкономических отношений, протекционизм тех или иных объединений или отдельных стран, причем крупных игроков, торговые войны между крупнейшими экономическими гигантами, прежде всего, США и Китаем, санкции, которые вводятся по политическим соображениям, но используются в экономической борьбе с конкурентами. С другой стороны, по всему миру идет процесс экономической интеграции и создания все более разветвленной сети различных объединений, в которые страны добровольно входят для использования преимуществ интеграционных процессов в регионе. Уже действует большая сеть различных интеграционных объединений. То есть, с одной стороны, идет фрагментация, а с другой - интеграция на глобальном уровне.
Такая дихотомия характерна для современного положения, и документ, подписанный в Ашхабаде, стал своевременным и крайне важным ответом на эту ситуацию. Собственно говоря, он даже выходит за рамки СНГ, потому что встраивает Содружество в целую сеть интеграционных процессов, которые протекают сейчас на пространстве большой Евразии. Хочу напомнить, что в 2015 году президент РФ выдвинул идею большого экономического сообщества, в которое должны быть включены страны и СНГ, и ЕАЭС как наиболее продвинутого интеграционного проекта на постсоветском пространстве и пространстве всего Содружества.
Страны СНГ не могут не участвовать в процессе, отгородиться от него. Отсюда такая инициатива и отсюда поддержка этой инициативы всеми странами. Это демонстрирует расширение открытости целого ряда стран в рамках СНГ. Инициатором была Туркмения - страна, которая долгие годы не так активно участвовала во всех интеграционных процессах даже в формате СНГ, но теперь она продемонстрировала открытость. Открытость демонстрирует и Узбекистан, который стал председателем Содружества в этом году. Он активно участвует в интеграционных процессах и на двусторонней основе Россия-Узбекистан, и на многосторонней основе в рамках Центральной Азии.
- Что конкретно дает такая интеграция?
- Это может привести к тому, что именно страны Содружества станут центром пересечений интеграционных процессов, допустим, нашего Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Там идет активная работа, связанная с деятельностью различных форматов в рамках Восточного экономического форума. Мы понимаем, что это только начало пути, и многое еще предстоит сделать, много проблем преодолеть. С другой стороны, активность многих стран, в том числе четырех стран на Каспии привела к успеху Каспийского саммита и подписанию Каспийской конвенции. Это тоже дает импульс интеграционным процессам, в которые включаются не только страны СНГ, но и Иран. Наконец, есть проект сопряжения в рамках ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс - один путь". На пространстве СНГ могут сойтись все эти интеграционные линии.
Даже чисто географически транспортные коридоры, которые идут или пойдут с Востока на Запад и обратно, пересекают СНГ. Транспортные коридоры, которые возникает по линии ”Север-Юг” и ”Юг-Север”, тоже не могут обойти СНГ. Они могут миновать какую-то страну, но в принципе не могут обойти объединение полностью. А транспортные коридоры это дополнительные доходы, дополнительные рабочие места, дополнительные возможности развития инфраструктуры, развития тех производств и тех сфер экономики, которые крайне важны сейчас и на перспективу.
Это ответ и на вызовы цифровизации экономики, потому что в наше время только электронным способом можно усовершенствовать все логистические цепочки и получить дополнительные добавочные стоимости. Уже не говоря о том, что Россия как один из активных участников ЕАЭС развивает и Северный морской путь, а также транспортный коридор, который по признанию всех, даже лидеров Японии и Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, гораздо более выгоден, поскольку он короче и дает значительный эффект с точки зрения даже продвижения товаров с Востока на Запад и обратно, контейнерных перевозок, перевозок энергоносителей, сжиженного газа. Уже реализуются проекты танкеров, которые преодолевают льды.
Страны СНГ заинтересованы в кооперации друг с другом и в кооперации как сообщества с внешними партнерами. Они заинтересованы в новых технологиях и продвижении новейших достижений науки и техники, в достижениях транспортной логистики, особенно железнодорожном сообщении, где у наших стран огромный опыт. Существует сеть железных дорог, которую важно использовать во благо народов наших стран как перевалочный пункт, как структуру, которая может перевозить грузы, товары народного потребления, которые улучшают жизнь населения. Это целый ряд сфер, которые связаны с социальной средой: здравоохранение, фармацевтика, электронная связь и вообще электронные сети, которые должны развиваться. В таких условиях предложение президента Туркменистана имеет глобальное значение и, выходя за рамки саммита, отражает общую линию, которая существует в мире. Поэтому научно-практическая конференция, о которой мы говорили, стала одним из первых шагов в этой области. На основе всех этих решений в начале следующего года будет готовиться два документа в рамках СНГ - концепция стратегического развития и программа развития до 2030 года.
- Касались ли участники конференции гуманитарного аспекта взаимодействия в рамках СНГ?
- Конечно. Интеграция образовательных практик, культурных практик, взаимодействие между народами, познание друг друга – все это очень важно. Мы готовим к следующему году масштабное мероприятие - Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран СНГ, который пройдет в Москве. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества уже принял предварительное решение по этому вопросу. Мы давно готовим проект, который позволит объединить усилия не только в области экономического образования или управленческого образования, но и в области цифровой экономики, цифровизации гуманитарного знания в целом, исторической проблематики или проблематики, связанной с антропологическими исследованиями.
Все это особенно важно особенно в преддверии 75-летия Победы. Кстати, на саммите в Ашхабаде об этом шел особый разговор, и все страны будут участвовать в мероприятиях ко Дню Победы. С точки зрения объединения образовательных практик крайне важно, чтобы это было сделано на высоком уровне, чтобы школьники и студенты получили адекватную информацию о том, что было 75 лет назад и насколько значимо для нас это событие.