Весной президент Путин поручил Минобрнауки и РАН представить предложения по подготовке стандарта единых учебников по истории для средней школы до 1 ноября. Рабочую группу по подготовке возглавили спикер Госдумы Сергей Нарышкин, министр культуры Владимир Мединский, министр образования и науки Дмитрий Ливанов. На основе единой концепции должны быть разработаны новые учебники истории, охватывающие период с Древней Руси до 2012 года. При подготовке концепции чеченские ученые предложили обратить внимание на взаимоотношения народов Северного Кавказа и России в XVI-XIX веках и обязательно осветить проблему переселения горцев Северного Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX века. По данным РБК, историки также намерены определиться с научной терминологией событий конца XX-начала XXI века в Чечне и назвать их "военно-политическим кризисом или вооруженным конфликтом в Чеченской Республике". Определение "восстановление конституционного порядка", принятое в российской литературе, чеченским ученым не понравилось.
Ответственный секретарь Российского исторического общества, один из разработчиков концепции нового учебника Андрей Петров рассказал "Вестнику Кавказа" о том, какое место в новой концепции отводится Кавказу.
- Какое место в концепции нового учебника по истории занимает Северный Кавказ?
- Естественно, в новой концепции, вообще в будущих учебных пособиях то подобающее место, которое занимает Кавказ в истории России, ему отведено. Мы на протяжении всей работы вынуждены вести дискуссии, потому что поступают предложения с разных сторон, от самых широких слоев нашего российского общества. О соотношении истории региона и центра: я уже давно в личном плане являюсь сторонником отхода от петербургско-московско-центричной концепции русской истории. Но в полной мере это невозможно реализовать, потому что все-таки центр принятия решений всегда находится в столицах, аппарат государственный там функционирует. Поэтому это неизбежно. Но я считаю, что мы должны предложить новый баланс между региональной компонентой и отражением роли региона в центральном федеральном учебнике истории.
- За счет чего это будет достигаться?
- Любой региональный компонент работает центробежно и центростремительно, любой региональный компонент где-то подспудно замыкает регион сам в себе: "Вот мы такие замечательные, вот у нас водопады такие, вот у нас озера такие, вот у нас горы высокие, виноград самый лучший, у нас герои прекрасные, танцы великолепные. И все, это никак не связано с общей историей страны". Но когда, пусть даже это не на протяжении всего текста учебника, но в каких-то важных, общезначимых моментах там появляется персонаж-земляк, упоминание особой роли в Первой мировой войне дивизии, сформированной из кавказских народов, и ее реальной роли вообще в общеевропейском процессе, появляются какие-то упоминания об общих сюжетах, которые, так или иначе, связаны с культурой, с деятелями культуры того же Кавказа, то тогда через эти ниточки, через эти окошки, которые соединяют местную региональную историю и федеральный курс, уже можно выстраивать и всю эту региональную компоненту. И учителя, когда преподают общую историю, делают акцент - обязательно учитель скажет - это ваш земляк, а вот Расул Гамзатов родился там-то и там-то, это здесь и здесь. Они почувствуют свою сопричастность через это.
Есть еще второй момент, который никак не удается реализовать с помощью действующих, недавно введенных федеральных государственных образовательных стандартов. Это требования к внеклассному и внеурочному воспитанию детей. Что я имею в виду? К сожалению, наше юное поколение плохо знает свою страну во всем ее многообразии. Поэтому главная коллизия современной России – это, как мы знаем, Москва и Дагестан, Москва и Кавказ, Москва и мигранты, Москва и Урал, Москва и Петербург… Москвоцентричность и противопоставление Москвы всем отчасти питаются еще и тем, что мы не знаем всего многообразия своей страны. Для этого нужны историко-культурные туры для детей, оплаченные государством, как это, допустим, реализовано в образовательной системе США. Почему мы не можем возить наших детей, показывать им Байкал, Эльбрус, не говоря об исторических сюжетах – показывать Казань, Петербург, Москву для всех школьников России? Этот момент, мне кажется, надо попробовать через введение этого историко-культурного стандарта еще раз подвинуть, попробовать его реализовать.
- Поступали ли к вам в ходе работы предложения или обращения от родителей Северного Кавказа?
- Были предложения, естественно, из разных республик Кавказа, но они, как правило, включались в этот тренд основных вопросов и боязней родителей, связанных, прежде всего, с ЕГЭ, с реализацией, каким образом будет предусмотрен или не предусмотрен переходный период, когда введут, подспудно отсчитывая, успеет ли их ребенок проскочить или нет. Это мы разбирали, реализовывали все эти замечания.
- То есть никакой специфики не было?
- Специфики не было, но мы очень серьезно этот сюжет проработали, с представителями в том числе Кавказа, и я думаю, что какие-то основные моменты болезненные на сегодняшний момент учтены. Там есть сталинская национальная политика, там есть депортации. И там предельно корректно на сегодняшний момент названы события 1990-х в Чечне, то есть они действительно сформулированы в официальной хронике. Речь идет о конституционном порядке. Говоря о 1999 году и вторжении в Дагестан, мы говорим о вторжении вооруженных формирований с территории Чечни на территорию Дагестана. Да, это, может быть, немножко птичий язык. Но авторы учебников что-то подраскроют. Причем это стандарт, это "скелет".
- А где можно увидеть "скелет"?
- На сайте Российского исторического общества – rushistory.org.