На днях в РГГУ прошла презентация книги "Концептуальные основы восстановления постконфликтных территорий Азербайджана". Как заявил соавтор книги, экономист Назим Музаффарли, ущерб Азербайджана от карабахского конфликта и оккупации территорий оценивается примерно в 60 млрд дол., в то время как последствия абхазского конфликта фокусируются в сумме 10,7 млрд дол., а южноосетинского в 2,9 млрд долларов. Музаффарли отверг инсинуации о чрезмерных военных расходах Азербайджана, заметив, что они составляют всего 2,9% от ВВП страны, в то время как в Армении тратится 4,3%, а в Грузии и того больше – 5%.
Он отметил, что исследование во многом сознательно ограничено семью азербайджанскими районами вокруг Нагорного Карабаха, ныне находящихся под оккупацией Армении. Восстановление этих территорий рассчитывалось на 5 условных лет и состав жителей 450-520 тыс. человек. Также исследователи закладывали высокие риски инфляции, неизбежно связанные с ростом государственных инвестиций в инфраструктуру и расписывали что именно можно сделать в этих районах для их восстановления и обеспечения высокого уровня жизни населения, которое туда вернется.
Американский профессор Фредерик Старр, основатель и председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса (США), написавший предисловие к книге, сказал, что процесс возвращения территорий неизбежен и экономическая программа развития будет обязательно востребована. "Уже сегодня необходимо представлять, что делать, как делать, и сколько это может стоить", - подчеркнул профессор, добавив, что эта книга очень конструктивна и не направлена против кого-то. После презентации книги Стивен Фредерик Старр рассказал корреспонденту ВК о своем взгляде на роль России в разрешении нагорно-карабахского конфликта, а также о совместных проектах Института Центральной Азии и Кавказа и азербайджанских ученых.
- Господин Старр, в своем предисловии к книге «Концептуальные основы восстановления постконфликтных территорий Азербайджана» вы говорите, что Россия не может быть объективным и беспристрастным посредником в конфликте между Азербайджаном и Арменией. Кто же, по-вашему, может стать таким посредником?
- Думаю, в конце концов, враждующие страны должны разрешить этот конфликт между собой. Россия не может разрешить его уже 19 лет - нет ощутимого прогресса. Я бы с радостью поприветствовал успешный вклад России в этот процесс, да и чей-либо другой, хоть Китая, хоть Индии. Дело же не в том, какая страна станет этим посредником. Любая внешняя сила, которая сможет добиться мирного разрешения конфликта, должна приветствоваться. Если это будет Россия, замечательно. Но ведь уже 19 лет ничего не происходит, так что следует принять эту печальную реальность во внимание. Поэтому мне кажется, что лучше предоставить выработку решения собственно азербайджанцам и армянам, у них есть хорошие, умные специалисты... Как мы сегодня видели, Азербайджан готов финансировать восстановление территорий. Это замечательная возможность. Мы должны поддерживать эту инициативу, а не пытаться манипулировать ситуацией в выгоду внешним силам.
- Вы считаете, что Азербайджан действительно способен осуществить этот проект восстановления?
- Я не эксперт в таких вопросах. Но, как мы слышали, азербайджанский банк готов финансировать этот проект. Это очень важно, и русским властям следовало бы обратить на это внимание, так как Россия могла бы участвовать в этом восстановлении.
- Будет ли этот же проект реконструкции применим через, скажем, 10 или 20 лет?
- Думаю, главное в этом вопросе – потенциально огромное влияние инфляции. С каждым месяцем, на который откладывается начало этих работ, цена их растет. Но базовая структура процесса, предложенная в этой работе, останется актуальной и через 10 лет. Хотя я надеюсь, что эти работы начнутся гораздо раньше.
- Есть ли у Института Центральной Азии и Кавказа какие-нибудь другие совместные проекты с азербайджанскими исследователями?
- Да, множество! Совсем недавно мы опубликовали «Историю Азербайджана» на английском языке, написанную Сванте Корнеллом, одним из ведущих специалистов в этой области на Западе. Надеюсь, что скоро эта работа появится и на азербайджанском языке. У нас много других совместных инициатив. Мы крайне польщены, что нам в этом году доведется опубликовать замечательную книгу выдающегося азербайджанского историка, пожалуй, лучшего во всем постсоветском пространстве, Джамиля Хасанли. Это книга о внешней политике первой Азербайджанской Республики. Есть и другие проекты, особенно в сфере исследований транспортных систем и торговли. Мы сотрудничаем с азербайджанской Дипломатической академией, особенно с молодым ярким специалистом Зиядовым, который пишет книгу как раз по этой тематике. Так что, как видите, у нас огромная палитра совместных проектов с Баку. И мы с азербайджанскими специалистами не просто коллеги, но и настоящие друзья.
- Вы начали свою профессиональную деятельность как археолог. Что же заставило вас повернуться от древней истории к современности?
- Это очень интересный вопрос, и я сам до конца не знаю на него ответа. Я составлял карту древних дорог в восточной Турции, и в какой-то момент эта деятельность стала несколько опасной из-за курдского восстания. Потихоньку я перешел от исследования древности к современным событиям. Но последние несколько лет я пишу большую монографию о Центральной Азии в IX– XI веках. Основной вопрос – почему в этом регионе в то время был такой удивительный расцвет интеллектуальной деятельности – частично разрешается такими факторами, как дороги и торговля. То есть затрагивает те же темы, которыми я и занимался в начале своей профессиональной деятельности. В последнее время я очень заинтересован концепцией создания нового Шелкового пути, который проходил бы по южному маршруту – через Грузию, Азербайджан, Пакистан, Индию и далее – и тут тоже встает вопрос дорог и транспорта! Так что в каком-то смысле я никогда и не уходил от своей изначальной тематики исследований.