Во всем мире полки в супермаркетах, на которых раньше стояла туалетная бумага, оказались пустыми в результате панических покупок, спровоцированных коронавирусом. Почему бумажные рулоны вызвали хаос в разных культурах, в том числе и насильственные столкновения? Bangkok Post в материале On a roll: The psychology behind toilet paper panic пишет, что в основе коллизии лежит теория игр: если все будут покупать ровно столько, сколько им нужно, недостатка не будет.
Если кто-то начинает панически скупать туалетную бумагу, оптимальной стратегией будет следовать их примеру, чтобы обеспечить себя драгоценными бумажными рулонами. Но теория не объясняет ситуацию полностью: туалетная бумага не может спасти от инфекции. Между тем, такой же уровень накопления других ключевых товаров, например, консервированных продуктов, еще не достигнут.
”Свою роль сыграли социальные сети, по которым распространились фотографии упаковок туалетной бумаги, ассоциирующиеся в сознании людей с безопасностью”, - рассказал в интервью AFP автор книги ”Психология пандемии” Стивен Тейлор.
”Люди чувствуют необходимость что-то предпринять, чтобы обезопасить себя и свою семью. А что еще, помимо мытья рук и самоизоляции, они могут сделать?” - добавил профессор психиатрии из Университета Британской Колумбии.
По другой теории, предложенной Тейлором, причина массовых закупок туалетной бумаги коренится в нашем эволюционном неприятии вещей, которые вызывают у нас отвращение, усиливающееся при угрозе инфекции: ”Думаю, это одна из причин, по которой все вцепились в туалетную бумагу как в средство, помогающее избежать чего-то отвратительного”.
Взять ситуацию под контроль
Экономисты предположили, что люди пытаются устранить относительно несерьезную и поверхностную угрозу, вместо того, чтобы делать что-то более значительное, что может снизить реальный риск. Это явление известно как ”смещение нулевого риска”.
”Я предполагаю, что мы хотим взять ситуацию под контроль при ограниченном бюджете, - сказал экономист по вопросам здравоохранения из британского Университета Восточной Англии Фарасат Бохари. - Таким образом, мы идем и покупаем что-то дешевое, что можно хранить и что будет использовано в любом случае”.
Более дорогой, но необходимый для хранения товар - нескоропортящиеся продукты. Но если замороженные продукты, консервы и макароны вам не по душе, то в случае благополучного исхода, вы просто потеряете деньги.
По словам Тейлора, многие реакции, наблюдаемые сейчас, были присущи людям также и во время предыдущих пандемий, включая испанский грипп в 1918 году, в результате которого погибло почти 700 000 американцев, а паникующие граждане скупали все в магазинах и аптеках.
В то время также была популярна теория заговора о том, что вирус, возможно, был биологическим оружием, разработанным Германией. Новый коронавирус называют китайским или американским оружием, в зависимости от того, кто выступает в роли обвинителя.
Одним из ключевых различий между нынешней пандемией и теми, что были до нее, стала популярность социальных сетей: пандемия свиного гриппа 2009 года произошла, когда эта информационная среда была еще относительно новой, и Тейлор видит в этом как плюсы, так и минусы.
”Фотографии и видео распространяются по всему миру, усиливая чувство угрозы и срочности”, - сказал Тейлор.
С другой стороны, ”соцсети могут быть полезны для социальной поддержки, особенно если человек находится в самоизоляции”.
Грозит ли нам утрата социальной сплоченности, если пандемия приобретет еще более серьезные масштабы? История говорит нет, убежден Тейлор: ”Беспорядки и агрессивное поведение в ходе предыдущих пандемий были относительно редкими, хотя и случались. Но в основном люди объединялись, помогали друг другу и делали все возможное, чтобы преодолеть кризис”.