Аграрии Северной Осетии намерены в этом году получить рекордный в истории республики урожай зерна - 800 тыс. тонн. На сегодня по республике собрано 719 тыс. тонн зерна всех видов, в том числе кукурузы 556 тыс. тонн. Но еще нужно убрать более 10 тыс. га кукурузы, средняя урожайность которой превышает 68 центнеров с гектара. Близится к завершению и уборка картофеля, его осталось выкопать с 400 га. Урожай на уровне прошлогоднего – 43 тыс. тонн, или 210 центнеров с гектара. Об этом сообщает газета "Северная Осетия" со ссылкой на информацию первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия республики Казбека Марзоева. "В последние годы произошел серьезный прорыв в технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей Северной Осетии, – отметил он. - Всего за последние два года приобрели сельскохозяйственной техники на сумму 1,6 млрд рублей, в первую очередь по линии "Росагролизинга".
По словам первого замминистра, сложная ситуация сложилась с посевами озимых культур. До сих пор в Моздокском районе они не дали всходы, что связано с засушливыми условиями. Такая ситуация может обернуться в итоге потерей значительной части урожая. Все это в очередной раз заставляет обратить серьезное внимание на развитие мелиорации и работу по страхованию посевов. В этом году засуха в очередной раз нанесла серьезный урон земледельцам в трех районах республики. Побывавшая недавно в Северной Осетии заместитель министра сельского хозяйства РФ Ольга Гатагова призвала сельхозтоваропроизводителей активно вкладывать средства в мелиорацию, обещав поддержку на эти цели государства. По утвержденному порядку компенсируется половина средств, затраченных инвестором на эти цели, в среднем, 90 тыс. рублей на гектар.
Кроме того, Минсельхоз РФ выделил на реконструкцию Цалыкского оросительного канала 560 млн руб., что позволит обводнить сотни гектаров засушливых земель, главным образом в Правобережном районе. Потраченные на мелиорацию средства окупятся через 1,5 года с учетом того, что урожайность, к примеру, зерна здесь увеличится вдвое. В 2021 году оросительная сеть будет восстановлена на 2,2 тыс. га, не считая капельного орошения в садах. Кроме того еще на 8120 га заказана проектно-сметная документация 27 сельхозтоваропроизводителями.
* * *
С 2014 года – начала реализации целевой программы по устойчивому развитию сельских территорий – Кабардино-Балкария входит в число лидеров в этом сегменте. Сейчас уровень газификации сельских поселений республика составляет почти 100%. "Голубое топливо" подведено во все высокогорные сельские селения. Села также обеспечены гарантированным электро- и водоснабжением. В целом инфраструктура сельских поселений республики заметно превосходит общероссийские показатели. Об этом заявил в интервью газете "Кабардино-Балкарская правда" первый вице-премьер республики Сергей Говоров.
Он отметил, что за последние пять лет при поддержке государства в селах КБР появился не один десяток современных объектов школьного и дошкольного образования, фельдшерско-акушерских пунктов, физкультурно-оздоровительных комплексов, домов культуры, футбольных полей с искусственным покрытием и других. Заметный позитив наблюдается в сфере строительства и реконструкции сельских автодорог и водопроводных сетей. "Комплексное развитие сельских территорий для Кабардино-Балкарии – это ключевое слово, так как почти половина населения республики проживает в сельской местности. Для аграрной республики инвестиции в село – это не только экономический и социальный аспект, но также демографический и нравственно-этический", считает Говоров. По его словам, КБР в течение последующих двух лет получит из федерального бюджета 225 млн рублей, которые будут направлены именно на комплексное развитие сельских территорий. Из регионального бюджета на эти цели будет выделено 2,3 млн рублей.
* * *
Со сборочной линии расположенного в чеченском городе Аргуне автомобильного завода ООО "ЧеченАвто" в настоящее время сходит до 5 тыс. автомобилей в год. Завод открыт в 2008 году, тогда выпускались автомобили ВАЗ-2107, затем начали собирать Lada Priora, а с 2015 года завод перешел на сборку автомобиля Lada Granta.
Как рассказал местной газете "Вести республики" заместитель генерального директора Руслан Абуев, изначально, когда завод запускался, была запланирована сборка 50 тыс. автомобилей в год. К сожалению, пришлось внести коррективы в первоначальные планы. Исходя из потребностей рынка, максимальная сборка на предприятии составила 6 тыс. автомобилей в год. В 2019 году на заводе снизили объем до 5 тыс. автомашин. По словам Абуева, выбор модели в пользу Lada Granta был сделан потому, что предприятие было готово к сборке этой модели, исходя из специфики сборки, необходимости наличия определенного оборудования, технологий, а также исходя из финансового положения предприятия. На сегодняшний день здесь собирают четыре комплектации этой модели. Сборка автомобиля осуществляется с голого кузова. На сборку одного автомобиля тратится в среднем 12–15 минут. В прошлом году на предприятии была произведена сборка шести тысяч машин. Однако для уменьшения финансовых издержек, связанных с транспортировкой комплектующих изделий из Тольятти, предприятию снизили объемы сборочных работ.
ООО "ЧеченАвто" осуществляет только сборку автомобилей, машины направляются на склад готовой продукции, являющегося собственностью "АвтоВаза", который соответственно занимается распределением продукции по дилерским сетям. Продукция рассчитана на удовлетворение потребностей республики и близлежащих регионов, пользуется спросом местного населения. Средняя заработная плата на предприятии составляет 19 тыс. рублей. Все работники в основном из Аргуна и близлежащих населенных пунктов, за исключением маляра из Тольятти, работающего по договору. Говоря о профессиональном уровне работников, Абуев указал на определенную проблему в этом вопросе из-за достаточно большой текучести кадров, ввиду того, что не всех устраивает размер заработной платы. "Мы принимаем на работу новых сотрудников, обучаем их, но многие из них через некоторое время уходят, и нам приходится снова принимать и обучать. А объемы производства, к сожалению, пока нам не позволяют повысить размеры заработной платы", – посетовал он.
* * *
В Карачаево-Черкесии состоялся торжественный запуск Усть-Джегутинской малой гидроэлектростанции (МГЭС) мощностью 5,6 МВт. Станция ежегодно будет вырабатывать 25,6 млн кВт.ч экологически чистой, возобновляемой электроэнергии. "Это уже третий энергообъект, построенный нами в регионе за последние годы, но не последний. Сегодня мы возводим две Красногорские МГЭС суммарной мощностью 49,8 МВт. Новые гидроэлектростанции обеспечат стабильную выработку чистой электроэнергии и снизят энергодефицит республики, покрываемый поставками электроэнергии из других регионов", – отметил присутствующий на церемонии запуска первый заместитель Гендиректора ПАО "РусГидро" Андрей Казаченков.
Как пишет "День республики", Усть-Джегутинская МГЭС – одна из пяти малых гидроэлектростанций, проекты строительства которых "РусГидро" реализует на территории СКФО. Здесь существуют наиболее благоприятные природные условия для малой гидроэнергетики. Станция расположена в одноименном районе республики, на реке Кубань. Для создания напора воды на турбинах станция использует существующую с 1962 года плотину Усть-Джегутинского гидроузла, обеспечивающего забор воды в Большой Ставропольский канал. Такое конструктивное решение позволило снизить затраты на строительство станции и повысить эффективность использования водных ресурсов – для своей работы Усть-Джегутинская МГЭС использует воду, которая раньше просто пропускалась через водосброс гидроузла. Генеральным проектировщиком строительства станции выступил "Институт Гидропроект", строительство велось компаниями "Гидроремонт-ВКК" и "ЧиркейГЭСстрой".
Все проекты МГЭС "РусГидро" - Верхнебалкарская, Усть-Джегутинская, Барсучковская и Красногорские малые ГЭС - прошли конкурсный отбор инвестпроектов по строительству генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с заключением договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок, что обеспечивает их окупаемость. Общая мощность расположенных в КЧР гидроэлектростанций "РусГидро" теперь составляет 306,86 МВт. В состав Карачаево-Черкесского филиала "РусГидро" входит уникальный для России энергообъект – Зеленчукская ГЭС-ГАЭС, сочетающий в одном комплексе сооружений гидроэлектростанцию и гидроаккумулирующую электростанции. "Несмотря на динамичные темпы развития отрасли, гидропотенциал нашего региона в два раза превышает используемый сегодня потенциал. То есть нам есть куда двигаться дальше! Расти и развиваться в этом направлении будем с надежным партнером и инвестором – компанией “Русгидро”, с которым нас уже связывают долгие годы взаимовыгодного эффективного сотрудничества",- написал глава республики Рашид Темрезов в своем официальном аккаунте в социальной сети Instagram.
* * *
Махачкалинский морской торговый порт – старейшее предприятие Дагестана, на днях он отметил свое 150-летие. Сегодня это обновленное современное и высокотехнологичное предприятие, с постоянно растущим грузооборотом. Как отмечает газета "Дагестанская правда", несколько лет подряд Махачкалинский порт является лидером по темпам роста среди 15 российских стивидорных компаний на Каспии. В прошлом году он стал бесспорным лидером и среди всех портов страны. Объем перевалки грузов в дагестанском порту в прошлом году вырос почти в 2 раза и составил около 4,7 млн тонн. Федеральное агентство морского и речного транспорта в номинации "Морская стивидорная компания" объявило Махачкалинский морской торговый порт победителем ежегодного конкурса "Лидер отрасли" за 2019 год. Не сбавляет обороты коллектив предприятия и в текущем году. По итогам 10 месяцев грузооборот вырос почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Это единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии – является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона. Оснащенное современным оборудованием предприятие включает в себя сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный, автопаромный и зерновой терминалы. Здесь можно обрабатывать любые грузы до 5-6 тыс. тонн в сутки на каждом причале – это максимальная грузоподъемность судов, которые ходят по Каспию.
Согласно дошедшим до нас сведениям, место для закладки порта на Каспии облюбовал Петр I во время своего Персидского похода в 1722 году. Царю понравилась тихая удобная бухта у подножия горы Анжи-Арка. Торговля по этому пути могла бы связать Россию с Индией, а Западную Европу с Востоком через Россию без посредников. Строительство гавани, названной Петровской, было начато в 1859 году по проекту военного инженера Фалькенгагена. Со временем порт, строившийся первоначально как военно-морская база России на Кавказе, приобрел в основном торговое и транзитное значение. Конторы пароходных обществ наладили постоянное водное сообщение с Астраханью и Баку. Через новый порт теперь перевозили не только военные грузы для снабжения русских войск, но и купеческие товары для торговли с заморскими странами: нефтепродукты, хлопок, шерсть, фрукты, рыба, хлеб, мануфактура, железо и т.д. Если в 1870 году грузооборот порта составлял около 10 тыс. тонн, то через пять лет он вырос уже в 30 раз. Петровский порт стал не только центром экономики Дагестана, но и южными морскими воротами России, повествует издание.
В советские годы Махачкалинский морской торговый порт начал быстро развиваться. Его доля в общем объеме регионального товарооборота увеличивалась с каждым годом. К 1940 году объемы перевалки грузов достигли 5,5 млн тонн. В годы Великой Отечественной войны порт стал одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников получили государственные награды.
Сейчас Махачкалинский морской торговый порт является международным и одним из ключевых игроков в транспортном бизнесе на Каспии. Транспортировка каспийской нефти и перевозка грузов, формирующихся в Казахстане, Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, через Махачкалинский порт, по оценке экспертов, экономически выгодна и уменьшает сроки доставки грузов по коридору "Север – Юг". В федеральной программе развития портов Каспийского бассейна есть планы по строительству паромного пассажирского терминала и пассажирского вокзала – проектирование до 2021-2022 года, а само строительство – до 2030 года. Этой же программой предусмотрено строительство пассажирских судов.