Вестник Кавказа

Евреи-сефарды — кто они и почему отличаются от ашкеназийских евреев?

Евреи-сефарды — кто они и почему отличаются от ашкеназийских евреев?
© Фото: commons wikimedia
Евреи живут почти во всех странах мира. Тем, кто не интересовался историей этого народа, он представляется единым. Однако еще 2000 лет назад, после завоевания Иудеи римлянами, евреи были изгнаны и расселились по всей территории Римской империи. Таким образом, было сформировано несколько субэтнических групп: ашкеназы, сефарды, мизрахим…

Чем сефарады отличаются от ашкеназийских евреев?

Самая большая группа (около 80% всех евреев мира) – ашкеназы (ашкенази); они жили на территории Германии. А сефарды – на Пиренейском полуострове, в основном в Испании, меньше в Португалии. Термин "сефарды" происходит от слова "сфарад", что на иврите означает "Испания". Иначе говоря, сефарды — это испанские евреи.

Места проживания и определили различия между сефардами и ашкеназами: это и внешность, и язык, и кухня, и религиозные обряды. У сефардов свой язык — ладино, сформировавшийся за века, проведенные ими на Пиренейском полуострове, и образованный на базе латинского языка и разных местных наречий. У них свой молитвенник, во многом схожий с ашкеназским. У них своя кухня, свои рецепты приготовления традиционных еврейских блюд.

Как сефарады жили на Пиренеях?

Селиться в Испании и Португалии евреи начали во II веке н.э. До начала VII века жизнь их была прекрасной:

  • равные права с коренным населением,
  • высокие государственные должности,
  • смешанные браки.

Однако в 616 году начались религиозные гонения на евреев: по указу испанского короля Сисебута, сефарды должны были принять христианство или покинуть страну.

В 711 году Пиренейский полуостров оказывается под властью арабов. С их приходом судьба сефардов снова меняется к лучшему: им даровали права и свободы, а главное, от них не требовали переходить в другую веру. Деятельность сефардов на поприщах науки, ремесла, торговли становится локомотивом преобразований в жизни Испании, особенно в Кордове, где Хасдай ибн Шапрут, еврейский ученый, визирь халифа Абдаррахмана III, открывает высшую духовную еврейскую академию.

Золотым веком для евреев-сефардов в Испании можно назвать век XII. Все гражданские права, дарованные сефардам королем Испании Альфонсом VI, дали им возможность переселяться из мусульманских частей Испании в христианскую. После того зазвучали имена многих ученых и философов, в частности Моисея Маймонида, труды впоследствии будут изучать Фома Аквинский, Спиноза, Кант.

Начало XV века судьба сефардов в Испании снова делает резкий поворот. В 1492 году после 800 лет борьбы испанцы отвоевывают свои территории у арабов. Начинается период инквизиции, требующей перехода сефардов в католицизм. Под лозунгом "Одна страна - одна религия" особо рьяные представители католической церкви Испании выступают за физическое уничтожение сефардов.

В марте 1492 года вышел указ короля Фердинанда II и королевы Изабеллы I, предлагавший сефардам, а также маврам (так называли в Испании мусульман) либо принять христианство, либо покинуть страну к началу августа. Причем, согласно королевскому эдикту, все имущество сефардов, движимое и недвижимое, отходило в пользу казны, короны и церкви. Из 7 млн человек, проживавших на тот момент в Испании, сефардов было 600-800 тысяч.

Исход в Османскую империю

В середине лета начался массовый отъезд. Примерно треть евреев приняла католическую веру. Остальные сотни тысяч были обречены на поиски нового пристанища. Евреи нашли его в Османской империи: султан Баязид II отправил свои корабли для эвакуации испанских евреев и мусульман со словами:

Как можно изгонять такой народ, как евреи? Это лучшие финансисты, лучшие врачи, замечательные ювелиры. Я привезу их в свою страну и тем самым обогащу свой народ.

Начало Серебряного века сефардской культуры связано с приглашением от турок-османов заселить безлюдные после поражения Византии города на юго-востоке Европы. Так, в греческом городе Салоники до начала Второй мировой войны еврейская община составляла почти половину всего городского населения. Салоники назвали еврейской столицей Балкан. Во время оккупации Греции фашистской Германией большинство евреев оказалось в концентрационных лагерях.

После провозглашения еврейского государства в 1948 году, большинство сефардских евреев переселилось в Израиль. А в 1992 году, спустя 500 лет после изгнания евреев-сефардов из Испании, король Хуан Карлос I в мадридской синагоге отменил указ своих вельможных предков Фердинанда и Изабеллы.

22245 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ