Последнее столетие вошло в историю человечества как время самых больших волнений: образование и падение советской империи России, Вторая мировая война, годы холодной войны… Эти события привели к неоднократной перекройке политической карты мира, невиданным бедствиям и страданиям, наконец, восстановлению 29 лет назад 14 бывшими советскими республиками государственной независимости. Пройдя сложные испытания, Азербайджан, все еще находящийся в состоянии войны с Арменией, смог войти в число развитых стран мира. Именно АЗЕРТАДЖ, созданный Демократической Республикой, написал летопись столетнего пути, на котором было все - победы и потрясения, спады и подъемы.
Информация о произошедшем в далеком и недавнем прошлом, когда не было интернета, архивирована на пожелтевших страницах газет, а путь развития, пройденный современным Азербайджаном, и достигнутые им успехи – на сайте агентства.
Основоположники Азербайджанской Демократической Республики – первой в мусульманском мире демократической республики хорошо понимали необходимость создания национального новостного агентства. 3 марта 1919 года правительство вынесло этот вопрос на обсуждение. Был заслушан доклад председателя Совета министров Фатали хана Хойского, и министру просвещения Насиб беку Усуббекову поручили организовать Азербайджанское телеграфное агентство. Почти год постановление правительства оставалось на бумаге. Причины доподлинно неизвестны (с того времени до наших дней сохранилось очень мало документов), но исходя из сложившейся тогда политико-экономической ситуации, можно сделать некоторые предположения. С одной стороны, отсутствие традиций государственности и финансовые трудности, с другой – внутренние и внешние угрозы осложняли реализацию намеченных планов. Что касается геополитической ситуации, то Азербайджан 1918-1920 годов, образно говоря, напоминал одинокий остров в бушующем океане. На него зарились многие. Английский генерал Томсон вместе с войсками обосновался в Баку и не хотел признавать власть республики. До новостного ли агентства было в столь сложное время?
Руководители республики были грамотными, интеллигентными людьми. Они понимали роль слова, особенно информации, осознавали, какой большой силой они обладают. Поэтому были настойчивы в стремлении создать телеграфное агентство и вновь вернулись к данному вопросу. 2 февраля 1920 года правительство приняло очередное постановление о вынесении на обсуждение парламента положения об АЗЕРТАДЖ с определенными изменениями.
Согласно архивным материалам, единственным источником информации в республике в то время была Бакинская береговая радиостанция (беспроводной телеграф). Там было всего три аппарата: два передающих, один - и передающий, и принимающий. Эти два аппарата принимали не более 70 тысяч слов в сутки. Новости об Азербайджане передавались только по одному аппарату. Как говорится, капля в море. При этом армянские националисты, приобретя телетайп, распространяли в Европе - во Франции, Германии - лживые материалы, очерняющие и дискредитирующие Азербайджан.
Для создания телеграфного агентства нужны были как финансовые средства, техническое оборудование, так и квалифицированные кадры. Естественно, было бы наивным думать, что в республике, только поднимающейся на ноги, будет создано совершенное агентство. Не имея достаточного количества документов о технической базе, творческом составе агентства, трудно судить об этом. Однако очевидно, что в крайне сложных условиях, когда государственных дел было невпроворот, все же появилась возможность создать новостное агентство, и была заложена основа важного дела.
Наконец, спустя неделю после обсуждений в парламенте, 1 марта АЗЕРТАДЖ приступил к деятельности, и на следующий день увидела свет его первая информация. Агентство также готовило ежедневные бюллетени о событиях в республике и работе правительства, которые распространялись как в самой стране, так и за рубежом... Несмотря на то, что национальное телеграфное агентство просуществовало всего 58 дней, оно смогло вписать свое имя в историю...
Сегодня, когда влияние информации на мировую политику возросло, когда производителей новостей с каждым днем становится все больше, когда социальные сети входят в нашу жизнь, занять место на международном медиа-пространстве не так просто. На собственном опыте могу сказать, что для этого необходимо постоянно работать, в первую очередь, получить признание как источник надежных и достоверных новостей, завоевать доверие коллег.
За последние годы АЗЕРТАДЖ подписал договоры о сотрудничестве почти с 50 зарубежными новостными агентствами, ведет информационный обмен со 150 агентствами. Среди них - ведущие агентства со всех континентов, в том числе ТАСС (Россия), Синьхуа (Китай), Анадолу (Турция), ИРНА (Иран), АНСА (Италия), Киодо (Япония), Рёнхап (Республика Корея), ТЕЛАМ (Аргентина), СПА (Саудовская Аравия), Укринформ (Украина), БЕЛТА (Беларусь), Казинформ (Казахстан) и другие влиятельные производители информации. В рамках Совета Всемирного конгресса новостных агентств и Европейского альянса новостных агентств (EANA) мы также тесно сотрудничаем с агентствами Associated Press, Reuters, Press Association, DPA.
АЗЕРТАДЖ, принятый в 2004 году в Организацию информационных агентств стран Азии и Тихого океана (OANA), в 2008 году – в Европейский альянс новостных агентств, также является одним из учредителей Ассоциации национальных информационных агентств (АНИА) стран-членов Содружества Независимых Государств, Объединения тюркоязычных новостных агентств (ТКА), Ассоциации национальных новостных агентств стран-участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества (BSANNA).
Одно из самых знаменательных событий в жизни агентства произошло в 2016 году. Под патронатом президента Ильхама Алиева, при поддержке первой леди Мехрибан Алиевой в Баку Фондом Гейдара Алиева и АЗЕРТАДЖ на высоком уровне были организованы основные форумы одновременно двух авторитетных международных организаций – V Всемирный конгресс новостных агентств и XVI Генеральная ассамблея Организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана, наше агентство было избрано руководителем обеих структур. Тем самым имя Азербайджана и АЗЕРТАДЖ навсегда было вписано в историю мировой прессы.
Эти форумы с участием 200 представителей из 80 стран с пяти континентов и более 100 ведущих новостных агентств оставили глубокий след в памяти. Участие президента Азербайджана Ильхама Алиева в открытии конгресса, его выступление с обстоятельной речью, прием после этого группы участников придали особое звучание данным глобальным форумам. Как отметил глава государства во вступительной речи, проведение в Баку Всемирного конгресса новостных агентств является показателем высокой оценки деятельности и достижений Азербайджана в области развития независимых медиа.
АЗЕРТАДЖ постепенно все увереннее выходит в мировое новостное пространство, шагает в одном ряду с гигантами информации. Это, естественно, обусловлено возрастающим интересом к динамично развивающемуся Азербайджану, растущим авторитетом нашей страны в мире. Под руководством президента Ильхама Алиева Азербайджан непрерывно модернизируется. Проводимые в нашей стране реформы привлекают внимание и получают высокую оценку всего мира. Атмосфера обновления влияет и на медиа страны. Благодаря поддержке главы государства АЗЕРТАДЖ оснащен самыми современными информационными технологиями. Руководство и представители агентства получили возможность регулярно участвовать в медиа-форумах высокого уровня. В то же время многие информационные гиганты мира заинтересованы в сотрудничестве с национальным информационным агентством современного Азербайджана. Среди них хочу особо отметить англоязычную газету China Daily. Газета, имеющая более ста миллионов печатных и онлайн абонентов, только за последние несколько месяцев опубликовала на своем сайте две крупные аналитические статьи АЗЕРТАДЖ. Таким образом, миллионы людей на планете получили из первоисточника подробную информацию о политике, проводимой президентом Ильхамом Алиевым, успехах Азербайджана, осуществляемых в нашей стране реформах.
Агентства, с которыми мы сотрудничаем, без исключения получают информацию об Азербайджане от АЗЕРТАДЖ. Как я уже сказал, в их число входит и основной производитель информации такой огромной страны, как Китай - Синьхуа. Во время встречи в сентябре 2018 года с делегацией во главе с главным редактором агентства в статусе министра Хи Пингом президент Ильхам Алиев высоко оценил сотрудничество Синьхуа и АЗЕРТАДЖ. После того визита китайских коллег в Баку обмен новостями между нашими агентствами еще более интенсифицировался. Как результат сотрудничества, АЗЕРТАДЖ получил статус члена-учредителя платформы экономическо-информационного партнерства "Один пояс, один путь" и права пользоваться всеми привилегиями этой гигантской платформы.
Только в прошлом году на сайтах международных и региональных медиа-структур, в которые входит АЗЕРТАДЖ, национальных информационных агентств, с которыми его связывают партнерские отношения, было опубликовано около 15 тысяч новостей, видео и фотографий об успехах, достигнутых Азербайджаном в общественно-политической, социально-экономической, научно-культурной и других сферах.
Азербайджан является небольшим и молодым государством, вдобавок живет в условиях войны с Арменией, которая ведет также информационную войну. В такое судьбоносное время, когда пропагандистская машина оккупантов изо всех сил тиражирует ложь, доведение до мира исторических реалий об Азербайджане и Нагорном Карабахе является важнейшей задачей нашей национальной прессы. Прекрасный пример этого мы увидели на панельных обсуждениях, связанных с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, в рамках Мюнхенской конференции по безопасности. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, опираясь на исторические факты и неопровержимые аргументы, развеял в пух и прах ложь и домыслы премьер-министра Армении Никола Пашиняна, фальсифицированные армянские мифы. Выражаясь языком шахмат, Пашинян, оказавшись в матовой ситуации, выглядел беспомощным перед железной логикой главы нашего государства.
Президент Азербайджана преподал урок и нам, журналистам. Он показал, что в информационной войне настало время проявить решительность, перейти от оборонительной к наступательной тактике. АЗЕРТАДЖ, сделав вывод из панельного обсуждения, начал активизировать свою деятельность в этом направлении. Представленность в международных медиа-структурах, партнерские связи с мировыми СМИ позволяют нам распространять азербайджанские реалии на как можно более обширном географическом пространстве, и мы стараемся максимально использовать эти возможности.
С появлением интернета в Азербайджане перед медиа, особенно электронными средствами информации, открылись бескрайние возможности. Как объем, так и оперативность выпуска новостей невообразимо увеличились. Достаточно отметить следующий факт: если до создания веб-сайта мы могли ежедневно выпускать не более 60-70 новостей, то сегодня этот показатель увеличился более чем в десять раз. АЗЕРТАДЖ ежедневно готовит и распространяет по своим каналам около 700 информаций, видео- и фотоновостей.
Нынешний год является юбилейным и для веб-сайта АЗЕРТАДЖ. В 2000 году агентство запустило свой первый веб-ресурс. В первое время наш сайт функционировал на трех языках – азербайджанском, английском и русском. Впоследствии веб-ресурс неоднократно обновлялся в соответствии с требованиями времени, был представлен в новом дизайне и с новыми технологиями. В настоящее время агентство располагает пятью веб-ресурсами и двумя веб-сервисами (интерактивной картой), тремя мобильными приложениями.
Безусловно, веб-ресурс АЗЕРТАДЖ как основного поставщика информации в стране должен быть надежным и устойчивым к кибератакам. Мы с честью преодолели и это испытание, представляющее жизненно важное значение. Во время апрельских боев 2016 года наш сайт подвергался непрекращающимся атакам армянских хакеров. Однако им не удалось нанести вред веб-ресурсу.
В настоящее время сайт агентства функционирует на 8 языках. Работает также веб-ресурс на пяти языках для распространения видеоинформации. Шесть лет назад мы создали "Детский портал знаний". В этом ряду можно отметить также наш фотосайт и ресурсы для людей со слабым зрением.
Наряду с веб-ресурсами мы придаем особое значение новым трендам. Когда только появились социальные сети, складывалось впечатление, что традиционные медиа утратят свои позиции и актуальность. Позднее многие поняли, что социальная сеть – это не журналистика. Новость без автора подобна анонимному письму. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что социальные сети никогда не смогут заменить профессиональную журналистику. Однако считаю, что традиционные медиа должны использовать онлайн-платформы, потому что там сосредоточена их аудитория, в то же время при правильном использовании социальные сети являются потенциальным источником информации.
АЗЕРТАДЖ приступил к построению работы в социальных сетях еще в 2011 году, для этого было создано специальное подразделение. В настоящее время у нас более 30 профилей в социальных сетях и мессенджере. Один из наших приоритетов – добиться их динамичного роста.
В нынешнее время тандем социальных сетей и мобильных технологий оказывает сильное влияние на информационное дело. Как информационное агентство мы держим в центре внимания эти две технологические тенденции. Мы обеспечили доступность всех наших веб-ресурсов и их удобство для пользователей, ведем постоянную работу в данном направлении. Результат налицо: в 2019 году обращения к нашим информационным ресурсам посредством мобильных устройств увеличились на 50 процентов, а просмотр видеоновостей – на 75 процентов. 83 процента просмотров видеоновостей на наших каналах в YouTube приходится на долю мобильных устройств.
Согласно последней статистике, в Азербайджане около 5 миллионов пользователей мобильного интернета. Примерно 3,2 миллиона человек регулярно пользуются Facebook и Instagram. 96 процентов использования Facebook приходится на долю мобильных устройств. Это своего рода мировая тенденция. По статистике 2019 года в глобальном масштабе, 98 процентов пользователей Facebook заходят на свои профили через мобильные устройства. Это, в свою очередь, оказывает влияние на такие параметры, как производство и потребление, распространение, скорость информации, нацеливает нас на обеспечение большей привлекательности мобильных ресурсов, превращение их в более совершенную платформу.
Еще один вызов времени связан с мультимедиа и видеоновостями. Служба видеоновостей в АЗЕРТАДЖ была создана 22 апреля 2010 года на основании Распоряжения президента Ильхама Алиева. Глава государства, подчеркнув важность применения новых технологий, признал необходимым развитие данной сферы. Первая специализированная студия видеоновостей в стране была применена именно в АЗЕРТАДЖ, и мы, наряду с традиционными информационными материалами, стали распространять также видеоновости. С того времени прошло 10 лет, и сегодня все видят, что видеоформат является трендом в глобальном масштабе. Именно этот шаг, нацеленный в будущее, вывел наше агентство на передовые позиции среди производителей видеопродукции. Сейчас у нас есть отдельный видеопортал. АЗЕРТАДЖ является единственным в регионе агентством, распространяющим видеоновости на 5 языках (азербайджанском, английском, русском, французском и немецком). Видео о важных государственных мероприятиях, визитах президента Ильхама Алиева и первого вице-президента Мехрибан Алиевой, мероприятиях с их участием, проведенных встречах, наряду с сайтом распространяются и на наших каналах в YouTube. На сегодняшний день на наших видеосайтах размещены тысячи интервью и репортажей. Здесь можно найти видеоматериалы, касающиеся всех сфер жизни страны.
Определенные тренды нашего времени продиктованы социальными сетями. Это проявляется в основном в формах подачи информации, которые 10 лет назад казались невообразимыми. К примеру, видеоформат, подготовленный в Instagram для "Истории", рассчитан исключительно на размеры экрана мобильных устройств. Тандем социальных сетей и мобильных устройств привносит в мультимедийную журналистику совершенно новые подходы. Учитывая данный тренд, наше агентство широко использует эти форматы. Неслучайно наши видео являются одним из наиболее популярных видов продукции в социальных сетях агентства.
Наряду с видеоновостями, мы готовим и другую мультимедийную продукцию. Это – инфографика, слайд-шоу, видеографика, видео "360". В видео мы используем технологию Amazon для преобразования текста в речь на иностранных языках с помощью нейросети. Данное программное обеспечение, представленное компанией нашему агентству, основано на самоизучающей технологии. Искусственный интеллект стал доступен и для информационных агентств. Подготовка новостей и даже видео искусственным интеллектом – реалии нашего времени. АЗЕРТАДЖ намерен направить дальнейшую деятельность именно на применение передовых технологий.
Позитивные результаты проделанной работы находят реальное отражение в количестве просмотров новостей. В 2019 году число обращений к новостям, фото и видео на веб-ресурсах нашего агентства, его страницах в социальных сетях и порталах международных медиа-организаций, членом которых оно является, увеличилось на 73 процента. Это значительно превысило даже прогнозы. Та же тенденция наблюдается и в просмотрах видеоновостей.
Информация – мощное оружие. Она обладает мобилизующим влиянием в позитивном смысле и разрушительной силой – в негативном. Новости, имеющие коварные намерения, могут столкнуть народы, религии, создать конфликты, противостояния. Неслучайно фейк-новости превратились сегодня в глобальную проблему, вызывающую беспокойство всего мира.
Что касается Азербайджана, то общенациональный лидер Гейдар Алиев определил три основных принципа нашей национальной печати: служение государственности, пропаганда идеологии азербайджанства и уважение общечеловеческих ценностей. АЗЕРТАДЖ идет по этому пути. Его место и роль в прессе страны необходимо оценивать, в первую очередь, исходя именно из этих критериев.
Сегодня в Азербайджане полностью обеспечена свобода слова и печати. Количество новостных агентств, газет и журналов, телерадиоканалов превышает 5 тысяч, а количество интернет-порталов – 20 тысяч. В такое время ничего не исключается. Кто-то может выступать исходя из групповых, кто-то – из личных интересов. Или кто-то гонится за дешевой сенсацией, пытаясь таким образом собрать аудиторию, заработать рейтинг.
Свобода печати, безграничные возможности, созданные ИКТ, многое изменили и меняют в нашей жизни. Однако у информации, так же, как и 100 лет назад, есть неизменные критерии. Это – достоверность, объективность и беспристрастность новости. Несмотря на острую конкуренцию между СМИ, АЗЕРТАДЖ всегда верен этим принципам. Он никогда не распространяет непроверенную, неуточненную информацию, не гонится за сенсацией или искусственным рейтингом. Взамен завоевывает веру и доверие читателей. "Если АЗЕРТАДЖ написал, значит, это правда", - эти слова, услышанные нами из уст людей, самая большая награда для нас, показатель успеха.
Интернет глобализировал новостное пространство. Сегодня в любой точке мира можно отслеживать любой сайт. Блистать, привлекать внимание среди сайтов, которых чуть ли не больше, чем звезд на небе, дано далеко не всем агентствам. Хотя АЗЕРТАДЖ в этом отношении опередил многие новостные агентства нашей страны, он прибегает ко всем возможным средствам для большего доведения до мира азербайджанских реалий. К этим средствам можно отнести сотрудничество почти со 150 иностранными новостными агентствами, постепенно расширяющийся информационный обмен, активное участие в международных медиа-структурах.
Один из основных факторов, характеризующих место и роль АЗЕРТАДЖ в медиа страны, связан с вниманием, уделяемым в свое время ему великим лидером, а затем – президентом Ильхамом Алиевым, поддержкой первого вице-президента Мехрибан Алиевой. Благодаря этому вниманию и поддержке наше агентство оснащено самыми современными технологиями. В настоящее время в зарубежных странах функционирует 21 корпункт АЗЕРТАДЖ. Наши собственные корреспонденты регулярно выступают в печати стран, в которых работают, со статьями об Азербайджане. Новый офис, построенный по Распоряжению Президента, в ближайшее время будет передан в распоряжение нашего коллектива.
Конечно, за каждым сегодняшним успехом АЗЕРТАДЖ, наряду с напряженным трудом и творческими поисками, в первую очередь, стоят целенаправленная политика президента Ильхама Алиева, растущий авторитет нашей страны в мире, коренные реформы, охватывающие все сферы жизни. Достаточно отметить, что в ежегодном отчете "Индекс инклюзивного развития" Всемирного экономического форума Азербайджан поднялся на третье место среди 80 развивающихся стран. Коллектив нашего агентства старается строить свою работу в соответствии с невиданным развитием страны, довести информационное дело до уровня международных стандартов. Не довольствуясь достигнутыми успехами, он мобилизует все силы и умения на достойное выполнение задач, поставленных главой государства перед национальной печатью. Обновление и только обновление – вот наша цель на сегодня и на будущее.