Туризм на Ближнем Востоке
Согласно отчету международного банка HSBC, ближневосточный туристический сектор восстанавливается после пандемии самыми быстрыми темпами в мире: уже за первый квартал года регион принял туристов на 15% больше, чем за тот же период 2019 года. Европа, для сравнения, по турпотоку за первые три месяца года достигла лишь 90% допандемического уровня.
Диверсификация экономики
Развитие туризма и туристических возможностей - одна из важнейших задач арабских стран Персидского залива, которые стремятся диверсифицировать (расширить) свои экономики и отказаться от нефтяной зависимости. На сегодняшний день доля туризма в ВВП ближневосточного региона составляет 5% - это самый большой показатель в мире.
Туристические цели арабских государств
Саудовская Аравия, крупнейшая экономика на Ближнем Востоке, вкладывает миллиарды долларов в отрасль, чтобы достичь цели в 100 млн туристов к 2030 году. Еще одна цель королевства - получать за счет туризма 10% от ВВП. В течение следующего десятилетия Саудовская Аравия планирует вложить в туристический сектор, в том числе и в новые направления, более $800 млрд.
Объединенные Арабские Эмираты, вторая экономика Ближнего Востока, в 2022 году на туризме заработали 9% от ВВП. Цель ближневосточной страны - 40 млн туристов к концу десятилетия. Ожидается, что к концу этого года инвестиции в туристический сектор ОАЭ составят более $ 7,5 млрд
Королевство Бахрейн, которое в 2022 году привлекло более $290 млн на туристические проекты, за счет туризма надеется увеличить количество рабочих мест в стране и принять 14 млн туристов к 2026 году в рамках четырехлетней стратегии развития отрасли. Бахрейн уверен, что через три года туризм будет приносить стране 11,4% от ВВП.
Турпоток в Катар увеличился на 95% после успешно проведенного страной футбольного ЧМ 2022. В 2017 году Катар отменил визовые ограничения для 80 стран мира, и на сегодняшний день граждане 101 государства могут побывать в стране без визы. Цель Катара - привлекать более 6 млн туристов ежегодно и увеличить долю сектора по отношению к ВВП до 12% к 2030 году. C 2010 года Катар вложил более $ 220 млрд в развитие туристической отрасли.
Национальная туристическая стратегия Омана предусматривает создание более полумиллиона рабочих мест в секторе к 2040 году и получение прибыли в размере $ 22,5 млрд или 6% от ВВП. В рамках программы ”Видение 2040” страна надеется ежегодно принимать почти 12 млн туристов. К 2025 году Оман собирается привлечь в туристический сектор почти $ 8 млрд.
Для Кувейта туризм - важная альтернатива нефтяному сектору. С 1995 по 2022 год доходы страны от туризма составили $ 562 млн. В 2021 году туристический сектор обеспечил 4,3% ВВП. Ожидается, что количество туристов, отправляющихся в Кувейт, достигнет более 5 млн человек к 2026 году.
Арабская единая виза
Единая визовая система - это часть туристической стратегии Совета сотрудничества Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В рамках этой стратегии арабские страны намерены:
- увеличить количество туристов в регионе с 40 млн до 129 млн к 2030 году
- увеличить прибыль туристического сектора до $ 188 млрд в течение ближайших десяти лет.
- увеличивать прибыль от внутреннего туризма на 8% ежегодно.
Создание единой визовой системы позволит:
- увеличить объемы межрегиональнго туризма
- трансформировать ССАГПЗ в глобальное направление как для региональных, так и для международных туристов.
- повысить уровень заполняемости отелей.
По словам министра экономики ОАЭ, Абдуллы бен Тука, единая визовая система будет развиваться в рамках специального законодательства и представляться по мере готовности всех стран ССАГПЗ в 2024-2025 гг. В понедельник все страны-члены Союза единогласно одобрили создание единой визовой системы.