Вестник Кавказа

В Армении отпраздновали Трндез

Сусанна Петросян, Ереван
13 февраля Армянская Апостольская церковь (ААЦ) отметила один из самых популярных праздников Сретение или "Трндез" ("Терендез"). По закону Моисееву, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в храм. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную очистительную жертву и получить благословение от священника. Преподношению 40-дневного Иисуса храму и посвящен "Трндез".

Накануне праздника, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан - обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи зажигается костер, символизирующий спасительный свет Христа. Распоряжением Католикоса всех армян Гарегина II Сретение провозглашено Днем благословения молодоженов. После праздничной литургии во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов.

Изначально "Трндез" был языческим праздником и назывался "Дерендез", что в переводе с армянского означает "сноп сена перед вашим домом". Это пожелание благополучия дому. Когда Армения приняла христианство, название праздника изменилось, и он стал называться "Терендез", от слова "тер" - хозяин, творец. Смысл его сводится к тому, что "Господь с нами" и все мы обращены к богу.

Главный символ праздника это костер, через который прыгают молодые пары. Согласно поверью, огонь, как предмет поклонения, обладает очищающей силой, помогает избавиться от болезней и несчастий. Говорят, новобрачные, перепрыгнувшие в свой первый Трндез через костер, крепко держась за руки, будут жить долго и счастливо. Часто рядом с костром стояли близкие молодоженов, которые бросали в огонь семена пшеницы. Следом за молодыми парами, через костер прыгали бездетные женщины, надеясь, что пламя поможет им забеременеть. Прыгать можно было лишь раз в году.

Во дворах церквей разводили общинные костры, предназначенные для всей паствы. А традиция разжигания костра во дворе у дома молодоженов идет с XIX века. Костер означал и предвещал благополучие молодоженам, был направлен на предотвращение зла. Костры имели также и экономическую составляющую - были нацелены на плодородие, благополучие семьи, развитие скотоводства.

По словам иерея Есаи Артеняна, перепрыгивание через костер не имеет никакой связи с христианством, однако не мешает спасению души человека. "Церковь никогда не говорила, что нужно перепрыгивать через огонь, и этого нигде нельзя найти, это всего лишь народная традиция. Народные поверья и церковные обряды нужно различать".

По словам этнографа, кандидата исторических наук Грануш Харатян, в СССР церковные народные праздники находились под давлением. "В силу религиозной компоненты "Трндез" не имел ярко выраженного религиозного оттенка, а имел лишь народную сущность. Этот праздник в советское время в определенной степени был вытеснен из некоторых районов Армении, но по-прежнему оставался значимым в северных и центральный районах: в Шираке, Талине, Вайоц дзоре и в Араратской долине, то есть там, где поселились потомки бежавших от геноцида армян. Сегодня этот праздник вспыхнул с новой силой уже с религиозной компонентой. Как и раньше, сегодня церковь не очень старается вытеснить народный элемент - разжигание костров".

Сегодня перед ереванскими многоэтажками никто не разжигает костров, но молодые пары активно участвуют в церемонии во дворах перед церквями. Праздник считается семейным и отмечается в узком кругу родственников. Родители новобрачной навещают ее с подарками. Раньше принято было подносить подарки на большом круглом подносе, сегодня для этого используется специальная корзиночка, в которую кладут фрукты, бонбоньерку, а также в отдельном пакете поп-корн, маленькие круглые конфеты и семена, чтобы посыпать костер ими.

Популярность Трндеза, также как и многих других церковных праздников, восходящих к древним временам, служит подтверждением преданности армянского народа своей истории, религии, уважения к традициям и обычаям. Обычаи и традиции, которые переживают в настоящее время свое как бы второе рождение, наряду с верой и языком, составляют духовный стержень народа. Три праздника - Трндез, Вардавар (розы в воде), посвященный богине любви и красоты Астхик, покровительствующей влюбленным, а также День святого Саргиса, являющегося покровителем влюбленных, - составляют своеобразный букет религиозных праздников, знаменующих глубину человеческих чувств и прочность семейных уз. Все три праздника считаются отражением армянского менталитета - где бы ни жили армяне, по виртуальной шкале приоритетов на первом месте всегда находится семья, на втором - хорошее образование детей, на третьем - наличие своего очага.
24275 просмотров