Киевский съезд радикального объединения украинских националистов "Правый сектор" постановил превратиться в политическую партию, а своего лидера Дмитрия Яроша выдвинуть в президенты Украины. Ярош будет баллотироваться как самовыдвиженец. "Прошло объединение украинских националистических организаций на юридической платформе "Украинской национальной ассамблеи" ("УНА"), которая прекратила свое существование, превратившись сегодня в "Правый сектор". Структуры "УНСО", "Тризуба", других сил, которые дали своих представителей в руководство и влились в "Правый сектор", были сегодня делегатами съезда "УНА" и теперь, после решений съезда, стали руководителями, представителями, членами партии "Правый сектор"", — рассказал Игорь Мазур, объявленный Россией в международный розыск.
Москва направила в Интерпол документы на объявление в международный розыск и самого Дмитрия Яроша, известного антироссийскими заявлениями, в том числе обращением к вроде бы уже убитому террористу Доку Умарову с просьбой о поддержке. Одновременно МИД РФ занялся сбором фактов о бесчинствах националистов на Украине. К процессу их развенчания подключились и историки.
Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин уверяет, что в "Правом секторе" много никаких не западенцев, никаких не урожденных бандеровцев, а чисто русских ребят, которые совершенно искренне туда пошли сражаться против москальской азиатской орды. Откуда идут корни, и что привело к таким последствиям? Это наша собственная вина. С 1990-х мы постоянно заявляли на официальном уровне: "Давайте оставим историю историкам". Это совершенно пораженческий тезис. На постсоветском пространстве элиты, которые пришли к власти, использовали и используют историю как эффективнейший инструмент политики, а мы от этого открестились. Это было заложено в 1991-ом, когда распался Советский Союз. Тогда на Украине, в Прибалтике пришли к власти сепаратисты. Не они развалили Советский Союз, у них таких возможностей не было, но власть досталась сепаратистам, и для них самой главной проблемой было, как сохранить тот кусок, который им нежданно-негаданно попал. Есть один путь, завести хозяина - НАТО, Евросоюз, Вашингтон… Но нужно было и создать мощную опору внутри сепаратистского движения, тех кто будет выступать против любого рода интеграции".
Говоря о людях, оказавшихся в ранге "героев" Шишкин заметил: "Там, правда, была одна хитрая штука, то что они были в форме СС, а Германия сражалась не только с "империей зла", с Советским союзом, но еще и с самими США. И отсюда закономерно появился тезис о третье силе. Оказывается, украинская повстанческая армия, бандеровцы сражались с красными, с москалями, и с немцами. Они были третьей силой, они только ждали момента, когда присоединиться к странам свободного мира, для того чтобы освободить и Москву и Берлин от тоталитаристов. А с нашей стороны была тишина. Были фильмы, типа "Штрафбат", "Сволочи". В фальсификацию истории никто не внес большего вклада, чем российские СМИ, российские писатели и российские журналисты. Не все, но довольно значительное их число".
Заведующий Центром истории войн и геополитики Института Всеобщей истории РАН, профессор Михаил Мягков говорит, что на Украине "были учебники, читая которые, по сути дела, ты вставал на поле либо непонимания, либо прямой фальсификации тех событий, которые свершились у нас либо в далекое время, но особенно в XX веке. Украина сейчас благодаря, в том числе, таким учебникам, такому воспитанию во многом потеряла именно связь идентичности с общей победой в Великой Отечественной войне. Тот же самый пример с Бандерой, который представлялся на Украине как человек, который воевал и против москалей, и против немцев. Но ведь это совершенно не так! Все исторические изыскания, архивные документы четко показывают, что это была нацистская идеология, которая внедрялась именно нацистским сознанием еще до начала Второй мировой войны. И бандеровцы пришли на Украину на штыках немецких войск. Эти же люди потом зверствовали на территории и Украины, и Белоруссии, и России. Это исторический факт. Есть документы Нюрнбергского процесса, которые четко об этом говорят".
По словам докторанта Института российской истории РАН Фёдора Синицына, пропагандистский миф говорит: "На территории России, оккупированной немцами, произошла якобы антисталинская революция, на территории Украины, Белоруссии, Прибалтики поднялось национально-освободительное движение, направленное как против большевистской России, так и против гитлеровской Германии… Последние 25 лет этому мифу не дается надлежащего отпора, историки не оперируют цифрами, не оперируют данными, которые этот миф опровергают. Вместе с тем за годы Великой Отечественной войны в Красную армию был призван 31 млн человек. По самым завышенным и раздутым оценкам на стороне гитлеровской Германии оказалось 1,5 млн наших сограждан, которые одели немецкую форму. Было еще 2 млн советских партизан. То есть те, кто надел немецкую форму, составляет всего лишь 6% от тех, кто сражался за родину на советской стороне. Причем 1,5 млн - это завышенная цифра, немецкие историки говорят, что их было всего 500 тыс., в основном это были конюхи, повара, подносчики, помогавшие в тылу германской армии, потому что на фронт их не выпускали немцы, они боялись перехода на нашу сторону. Поэтому о войне наших сограждан против Советского Союза речи быть не может… Никакой борьбы наших сограждан против нашей страны не было".
Но на западе Украины этот миф пытаются возвести в ранг национальной истории. Но словам Синицына, "на этом мифе пытаются построить свою национальную идею. Что касается запада Украины, это, конечно, огромная проблема, потому что все-таки большая часть населения Украины не разделяет идей националистов. Эта идеология своих приверженцев нашла в Галиции, то есть это три области - Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Сейчас эту идеологию пытаются насадить всему остальному населению Украины. Мы видим, что она не находит поддержки, что люди сопротивляются, потому что это не их история, это не их герои. Это их антигерои".