Вестник Кавказа

Трое в лодке, не считая США

В июне Киев может подписать экономическую часть соглашения об ассоциации, сообщает "Сегодня.ua" со ссылкой на еврокомиссара по вопросам расширения Евросоюза Штефана Фюле. 27 июня на саммите наряду с подписанием соглашений об ассоциации с Молдавией и Грузией, экономическая часть договора может быть завизирована и с украинской стороной. Посде подписания соглашения Украина в течение 10 лет (автопром — до 15 лет) будет обнулять таможенные пошлины для европродукции. Процедура растянута на 10 лет, чтобы дать время украинским производителям адаптироваться под стандарты ЕС.

Между тем, как будут на фоне политического кризиса на Украине складываться российско-украинские отношения, пока не ясно. Первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко считает, что Украина и Россия нужны друг другу: "Несмотря на падение товарооборота есть целые сектора, в которых нам невыгодно замещать украинский импорт. Целые сектора экономики Украины невозможно перенастроить на экспорт в другие места. Например, машиностроение. Некуда, кроме как в РФ или в другие страны СНГ в существенно меньшей степени, Украине поставлять оборудование. Целым отраслям украинской экономики объективно невозможно найти иного применения, кроме как поддерживать экономические связи, которые были ранее наработаны еще с советских времен. Мы могли бы, наверное, провести замену, и то же самое машиностроительное оборудование покупать где-либо в другом месте, вряд ли мы сможем наладить его производство у нас в достаточно короткие сроки, иначе мы бы, наверное, это сделали. Это было бы не так выгодно, как покупать на Украине. Но, во-первых, это будет дороже. Во-вторых, это требует времени, и соответственно несет дополнительные издержки. Таких отраслей достаточно много.
Кроме того значительная часть людей, относительно дешевая квалифицированная рабочая сила с Украины работает в РФ. Это формирует значимую часть, примерно измеряемую процентами, до 4-5% ВВП – перечислений от работающих в России украинцев. Им просто некуда больше ехать. Они все равно будут так или иначе пытаться работать здесь".

Что касается российско-украинских отношений в энергетической сфере, Онищенко выразил мнение, что "даже если мы оставим в стороне экспорт газа и нефти на Украину из РФ непосредственно, то мы, к сожалению или к счастью, никак не можем избежать транзита газа через территорию Украины. Глобально весь объем газа, который мы по контрактам должны поставлять компаниям Западной и Восточной Европы, мы иным способом транспортировать, кроме как по газопроводам, фактически не можем. То есть, хотим мы или нет, но мы в одной лодке".

При этом, по словам Онищенко, "если посмотреть на соотношение экономик России и Украины, то мы имеем за прошедшие 20 лет разительное расхождение трендов. Украина стартовала с тех же позиций, что и РФ, но не смогла добиться, если мы говорим о паритете покупательной способности, сколько-нибудь сопоставимого результата. Мы сейчас имеем пятикратную разницу в паритете покупательной способности. Это, к сожалению, говорит о том, что мы имеем дело с бедной страной, у которой достаточно большие социально-экономические проблемы с ухудшающейся социальной средой, это сохранившиеся с советских времен системы образования и здравоохранения, которые не требуют инвестиций, и инвестициям прийти, в общем-то, некуда и неоткуда. У них неплохое внешнеторговое положение, экспорт достаточно большой, но поскольку доходы низкие, внутренний спрос маленький, инвестиции в силу последних событий фактически остановились, надеяться на ускорение или хотя бы сохранение темпов экономического роста сложно. Мы имеем дело со страной, у которой большой социально-экономический кризис, который, к сожалению, еще сопровождается политическим кризисом. В этих условиях необходима скоординированная политика стран – торговых партнеров, которые бы оказывали поддержку стране, которая иначе значимым экономическим партнером для России и ЕС быть перестанет".

9930 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября