По мнению экономистов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана стало первым успешным примером региональной экономической интеграции между странами бывшего Советского Союза. Об этом говорится в сообщении пресс-службы банка со ссылкой на "Доклад о переходном процессе" за 2012 год. По мнению экономистов ЕБРР, прежние попытки добиться экономической интеграции на постсоветском пространстве, например путем заключения договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, на практике не привели к сколько-нибудь реальной интеграции. При этом взгляды экспертов из стран СНГ на перспективы интеграционных объединений на постсоветском пространстве совпадают не во всем.
Как считает азербайджанский политолог Расим Агаев, «всякая идея такого масштабного геополитического плана должна прозвучать своевременно. Важно взглянуть на существующий международный опыт. Есть опыт Евросоюза. Мы видим, как долго складывалась идея создания большой Европы, большого государства, державы, сравнимой с Советским Союзом, с США. К этому шли долго и постепенно. Сейчас мы находимся в таком положении, когда ставить вопросы о создании политической модели будущего структурированного геополитического пространства, или возлагать надежды на потенциал СНГ, или говорить о широком экономическом сотрудничестве было бы преждевременно. Почему? Потому что остается главный вопрос: кому это нужно, зачем это нужно.
Как на эти вопросы отвечают составные части бывшего Советского Союза? С одной стороны, интерес к этому подогреваются, декларируются какие-то возможности, перспективы, таящиеся в этом сотрудничестве. С другой стороны, дело не движется. Связано это с очень простым фактором - повсеместно существует разочарование масс, широких социальных групп в том, что получилось в результате развода, но одновременно существуют и силы, которые вполне довольны положением вещей.
Интересы элит, которые правят бал и в России, и в Украине, и в Белоруссии, и в Азербайджане, и в Армении, и везде не вполне совпадают с этой желанной целью для многих групп населения. Мыслящие люди понимают, что в этой интеграции, в создании нового какого-то геополитического объединения реинтегрируются не только экономические или социальные, но и другие преимущества. Но элиты это не устраивает – по многим причинам, и отсюда разговоры о том, что одна ситуация там, другая ситуация здесь, есть закрытые границы, есть конфликты, и т. д.
Ориентации элит не совпадают с желаниями или надеждами широких слоев населения. Есть объективные предпосылки, которые требуют определения форм дальнейшего сотрудничества: скажем, огромные людские массы, потоки, которые мигрируют с окраин в центр бывшего Советского Союза, и эти проблемы надо как-то урегулировать. Есть проблемы, связанные с внешним фактором, - отсюда создание ОДКБ. Начинать нужно именно с того, что достижимо. А достижимы такие вещи, как урегулирование проблем свободной торговли на всем пространстве. Нужно снять барьеры, создать возможности, создать какие-то преференции. Тогда появятся и гуманитарное, и культурное сотрудничество, которые с течением времени подведут к достижению более масштабных целей».
«С 2010 года у нас появился Таможенный союз, с 2012 года – ЕЭП, в 2015 году уже мы планируем создавать Евразийский экономический союз, - напоминает директор Института парламентаризма народно-демократической партии «Нур Отан» Болат Байкадамов. – Но политические темпы и создание законодательных условий намного превышают возможные темпы интеграции. Даже потенциал тех соглашений, который мы имеем в рамках ЕврАзЭс, крайне далек от полной реализации. Поэтому здесь все, что нам остается, - это нарабатывать правоприменительную практику. Мы как крупнейшая бизнес-ассоциация постоянно говорим о различных фактах того, что наши товары, наши предприниматели не получают доступа на рынки России и Белоруссии, что противоречит с внутренним договоренностям. Думаю, что ближайшие как минимум 2-5 лет самое позитивное, что можно сделать – это убрать те шероховатости, которые у нас есть в рамках соглашений, и наработать правоприменительную практику, адаптировать к ней законодательство. Это первое. Второе - этот период времени требуется для того, чтобы сами предприниматели, сама экономика наших стран адаптировались к новым правилам игры».
Заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Центра постсоветских исследований ОМЭПИ Института экономики РАН Елена Кузьмина выразила мнение, что сравнивать СНГ и ЕС некорректно: «Ситуация совершенно другая. Во-первых, распалось государство, а не собирались в единое экономическое, а потом и политическое пространство разные государства. Россия, конечно, и стержень сотрудничества, и стержень экономических интересов всех стран СНГ, и ее экономика самая большая. В ЕС было совершенно другое: там было и есть несколько равновеликих экономик, равновеликих государств. Еще такой момент: ведь распалось большое государство, и вновь образованные страны должны были сформировать самих себя. Они должны были укрепиться политически, они должны были стабилизироваться экономически и, конечно, еще прошло не так много времени для того, чтобы мы могли создать полномасштабный, полноценный экономический союз. Но интерес к этому есть абсолютно у всех государств. Сейчас пришло то время, когда страны определились со своими приоритетами, со своими экономическими политиками, практически почти со всеми вопросами. Поэтому не зря началось такое движение вперед в интеграции».
В интервью «Вестнику Кавказа» Елена Кузьмина выразила мнение, что «на сегодняшний день наиболее наиболее широко интеграционные процессы представлены в трех странах Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Но для России практически все страны СНГ имеют достаточно большое значение. Если в Евразийском союзе сейчас пока речь идет о присоединении некоторых центральноазиатских стран, то это не отменяет сотрудничества России с другими странами постсоветского пространства. Азербайджан в этом смысле – один из стратегических партнеров России. Несмотря на то, что сейчас у нас наиболее эффективно сотрудничество строится в сфере энергетической, и российские инвестиции, российские компании больше представлены в нефтегазовой сфере, это не значит, что других экономических интересов у нас нет. В первую очередь речь идет о транспортных проектах, речь идет о том, что у нас очень большая азербайджанская диаспора, достаточно большой поток трудовых мигрантов в Россию. Кроме того, Россия входит Минскую группу ОБСЕ, которая занимается вопросами урегулирования политических вопросов, в первую очередь – связанных с Нагорным Карабахом.
Для России Азербайджан является одним из ключевых государств на Кавказе и в евразийских проектах. У нас достаточно широкие культурные связи. У нас такой прекрасный посол в России, который сам по себе – культурное достояние как Азербайджана, так и России. Есть постоянные проекты культурного сотрудничества. В России издается несколько газет на азербайджанском языке. У нас проходят регулярно различные концерты, дни азербайджанской культуры в Москве. Мы налаживаем контакты с Азербайджанской академией наук – не только по вопросам прикаспийского сотрудничества, не только по проблемам, связанным с вопросами экономического развития, но и по вопросам, которые связаны с очень многими отраслями науки. Это и историческая наука, и математика. Россия с Азербайджаном достаточно эффективно сотрудничают в прикаспийских вопросах, и в большинстве вопросов, связанных со строительством взаимоотношений между пятью прикаспийскими странами Россия и Азербайджан имеют общую точку зрения. Азербайджан также выступает за то, чтобы была создана Организация прикаспийского сотрудничества, идея которой была предложена на одной из встреч на высшем уровне Россией. Я думаю, что перспективы нашего взаимодействия будут развиваться».