Вечером в понедельник цена нефти марки Brent поднялась до 54,09 дол. за баррель после публикации данных о снижении добычи в США и заявления ОПЕК о готовности обсудить падение цен, сообщает РБК. На фоне роста цен на нефть курс рубля укрепился на Московской бирже. Доллар к 22:50 стоил около 64,20 рублей, а евро – 72,10. Тем не менее эксперты не исключают, что рубль опять может начать снижаться.
Председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов, говоря о факторах, влияющих на снижение рубля заявил: "В последние несколько лет российский экспорт во многом состоит из экспорта энергоносителей, соответственно падающая цена на нефть снижает количество валюты, приходящее в страну и создает недостаток предложения валют на валютном рынке. При любом падении цены на нефть банки, корпорации открывают длинные позиции по доллару, покупают доллары, предчувствуя недостаток. Одним из основных долгосрочных факторов, препятствующих росту курса рубля, является снижение российской экономики в связи с неэффективностью внешней экономики, в связи с санкциями, а также в связи с тем, что у нас пока не создан должный инвестиционный климат".
По данным эксперта, во втором квартале ВВП снизился на 4,6%, а отток капитала из России даже по официальным данным за этот год планируется в районе 90 млрд долларов.
Комментируя ситуацию в китайской экономике, Пискулов заявил: "Мы видим жесткую посадку экономики после десятилетия высокого экономического роста, мы видим резкое падения фондового индекса и желание Китая смягчить эту жесткую посадку, смягчить снижение темпов ростка экономики. Высокая закредитованность предприятий, населения – это похоже немножечко на 1929 год в США, хотя причины другие. Идет девальвация китайского юаня с 6 до 8 юаней за доллар. Конечно, страны, окружающие Китай и являющиеся его торговыми партнерами, тоже испытывают это давление. В России и Китае снизился курс национальной валюты, и соответственно Казахстан сделал тоже самое".
Между тем, по мнению эксперта, режимом валютного курса является свободное плавание российского рубля, то есть ЦБ не вмешивается в эти процессы: "Он немножечко покупал валюту с мая по конец июля, купил где-то 10 млрд долларов валютного резерва, когда рубль укреплялся, потом прекратил это делать. Последние крупные интервенции ЦБ на валютном рынке были в начале года, в конце прошлого года. И Банк России по-прежнему придерживается политики невмешательства в курсообразование официально".
Тем не менее Пискулов не исключает, что России рано или поздно придется столкнуться с нехваткой валюты, соответственно, с введением валютных ограничений, как на движение капитала, так и ограничений, скажем, связанных с деятельностью валютных спекулянтов: "Нужно введение некоего предуведомительного характера или замораживание средств на некоторое время. Эти меры пока противоречат принятым Россией на себя обязательствам в рамках устава МВФ о свободно конвертируемой валюте, которое предусматривает отсутствие валютных ограничений как по текущим операциям, так и по капитальным. Это важно для обеспечения инвестиционного режима в России. Несмотря на санкции, международное сотрудничество продолжается, иностранные инвесторы вкладывают в Россию".