В Тбилиси пока не получали никаких официальных документов из Москвы с просьбой о правовой помощи в расследовании уголовного дела о беспорядках в российской столице. Следственный комитет РФ считает депутата грузинского парламента Гиви Таргамадзе одним из подозреваемых по этому делу, однако грузинские власти не намерены даже рассматривать предложение об его экстрадиции.
«Мы пока не получали из России никаких документов» - отрезала в беседе с «Вестником» Кавказа руководитель пресс-службы министерства юстиции Мариам Схиладзе. Она посоветовала обратиться к коллеге из Главной прокуратуры, поскольку «именно прокуратура курирует вопросы международного сотрудничества по уголовным делам». Но глава пресс-центра прокуратуры Хатуна Паичадзе первым делом выразила недоумение в связи с тем, что Следственный комитет России афиширует просьбу о правовой помощи и сообщает об этом через прессу. «Такие вопросы решаются конфиденциально, а взаимоотношения, как и возможные шаги регулируются законом», - отметила Паичадзе. Она подтвердила, что в Тбилиси пока не получали никаких документов из Москвы. Они могут придти не раньше чем через три недели, а что касается нашего реагирования, то эти бумаги сначала надо изучить и только затем комментировать», - заявила сотрудница Главной прокуратуры.
Согласно грузинскому законодательству, следователь может вызвать на допрос депутата только с согласия парламента. На днях в Грузии разразился громкий скандал в связи с попыткой допросить члена парламента от пропрезидентской партии Единое национальное движение (ЕНД), бывшего заместителя главного прокурора Давида Сакварелидзе по делу о финансовых махинациях в тбилисской мэрии. Однако Сакварелидзе отказался явиться на допрос и беспрепятственно улетел в Европу.
Члены ближайшего окружения премьер-министра Бидзины Иванишвили дают понять, что грузинские власти не будут усердствовать в «деле Таргамадзе»: «Он все-таки депутат парламента. Может, его и допросят, но не более того», - сказал «Вестнику Кавказа» бывший советник Иванишвили, кавказовед Мамука Арешидзе, баллотировавшийся в парламент от коалиции «Грузинская мечта». Он обратил внимание, что в видеозаписи есть моменты, заставляющие сомневаться в обоснованности обвинений против Таргамадзе. «Сумма, которая там названа, слишком фантастична. Кроме того, если внимательно присмотреться, некоторые из участников беседы явно знают, что там стоит камера», - заметил эксперт.
«Главный вопрос относительно Таргамадзе не в том, где его надо судить, а где его можно лечить. Он же просто душевнобольной», - заявил «Вестнику Кавказа» один из ближайших соратников Иванишвили, политолог Георгий Хухашвили.
Сам Гиви Таргамадзе выразил уверенность, что уголовное преследование ему не грозит: «Россия может потребовать моего допроса, но это будет фантасмагорический вариант – ни одна власть в Грузии на это не пойдет. А если пойдет, то мы вспомним свою молодость и сделаем с этой властью, то чего она заслуживает».
В пропрезидентской партии ЕНД сообщили, что тема Таргамадзе вообще не обсуждается. «Ну мало ли что скажут в российской прокуратуре. Нельзя же это обсуждать всерьез», - рассмеялась в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» сотрудница департамента по связям с общественностью ЕНД Кети Мирианашвили.
Об экстрадиции Таргамадзе речи быть не может, поскольку конституция запрещает выдавать иностранному государству не только депутата, но и обычного гражданина страны. Хотя некоторые в Тбилиси считают, что выдача Таргамадзе была бы шагом навстречу России. «Разумеется, Москва восприняла бы это как жест доброй воли и доказательство готовности Грузии улучшить отношения, – сказал «Вестнику Кавказа» бывший ректор дипломатической академии Иосиф Цинцадзе. – Но как на это посмотрят на Западе? Ведь Таргамадзе, в конце концов, не преступник, он никого не убивал, а режим Путина не считается образцом демократичности».
Другие обращают внимание, что просьба о правовой помощи в «болотном деле» прозвучала накануне встречи в Швейцарии замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина со спецпредставителем грузинского правительства Зурабом Абашидзе. В ходе их беседы планируется обсудить возможность возвращения грузинского вина и «Боржоми» на российский рынок. «Не случайно, что требование такого рода из Москвы прозвучало именно в день, когда начинаются переговоры в Швейцарии, но я очень сомневаюсь, что Грузия передаст России Гиви Таргамадзе. Тем более, его защищает депутатский иммунитет», - напомнил «Вестнику Кавказа» независимый политолог Рамаз Сакварелидзе.
Россия не увидит Таргамадзе
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
9220 просмотров