Советского Союза нет уже почти четверть века. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Белоруссии подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении деятельности СССР и создании СНГ, а через две с половиной недели к этому соглашению присоединилось еще восемь республик. Каковы уроки минувших десятилетий, закончился ли процесс распада "империи", насколько конфликтогенным остается территория бывшего СССР – на эти и другие вопросы попытались ответить российские историки и политологи, участники круглого стола "Южный Кавказ и новые тенденции в трансформации постсоветского пространства", организованного истфаком МГУ, "Вестником Кавказа" и международным политологическим центром "Север-Юг".
Говоря о конфликте вокруг Нагорного Карабаха - части Азербайджана, оккупированной армянскими войсками, завкафедрой высшего журналистского мастерства МГЛУ Алан Касаев напомнил, что "кровавая война с многотысячными жертвами за владение клочком земли, расположенном на территории бывшей Азербайджанской ССР, завершалась в своем очередном кровавом цикле формированием некой квазигосударственной структуры под названием «Нагорно-Карабахская Республика». Тогда никто не мог предполагать, что пройдет целых 22 года, и это состояние, зафиксированное всего лишь режимом прекращения огня между армянскими вооруженными формированиями и азербайджанской армией, будет законсервировано на столько лет".
Отсюда Касаев провел параллель с событиями на территории юго-востока Украины, не исключив, что заключенное там недавно зыбкое перемирие может быть продлено на 20 лет: "Если это произойдет, я вас прошу ничему не удивляться, потому что совершенно четкий прецедент имеется в истории развития постсоветских государств, этот совершенно четкий пример, и он, заметьте, не один".
По словам эксперта, "Нагорно-Карабахская республика" существует благодаря клочку бумаги – соглашению о прекращении огня, абсолютно нелегитимному документу с точки зрения международного права, на который наросло несколько резолюций Совета Безопасности ООН, несколько постановлений Генассамблеи ООН, десятки тысяч часов переговоров, сотни страниц межгосударственных протоколов. "Эта территория существует благодаря или вопреки тому, о чем договаривались совершенно в различных форматах, в двустороннем формате - Азербайджан и Армения, в трехстороннем формате – Азербайджан, Армения, Россия, в четырехстороннем формате при посредничестве президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в пятистороннем формате – плюс Турция, в шестистороннем формате – плюс Иран", - напомнил Касаев. Если же говорить о совершенно явном несовпадении границ бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе Азербайджанской ССР с границами нынешнего государственного образования, то нельзя не упомянуть и о семи районах собственно Азербайджана, оккупация которых продолжается вообще вне всякой связи с советским прошлым.
"20 с лишним лет существования Нагорного Карабаха в качестве непризнанного, но тем не менее государства, или квазигосударства, давали совершенно разные примеры обострения ситуации. Вплоть до, пожалуй, самого драматического обострения, которое случилось минувшим летом 2014 года, когда вроде бы все параметры, и внутренние и внешние, говорили о том, что вот-вот горячая фаза конфликта вновь вспыхнет. К счастью, этого не произошло, новых страданий население Армении и население Азербайджана избежало, в том числе и благодаря процессам, которые параллельно протекали на юго-востоке Украины. Никто не мог себе позволить из сильных мира сего, чтобы одновременно две кровавые войны полыхали на очень узком участке", - выразил мнение Касаев.
По его мнению, "причины, по которым распался Советский Союз, продолжают существовать, и это внешне выражается в форме того, что Россия отторгла у Грузии. А могла ли Россия не отторгнуть у Грузии территории, на которых творились совершенно жуткие, средневековые безобразия на протяжении последних 20 лет, как раз тех лет, когда разрушалась великая империя, великий Советский Союз? Могла, но в этом случае это бы означало конец как минимум двух древних народов на этих территориях – абхазов и осетин… Вмешательство России в ту историю стало продолжением этой исторической дороги распада одной страны, распада одной империи".
Касаев выразил мнение, что трансформация постсоветского пространства не закончена: "Мы видим, как аналогичные нагорно-карабахским процессам происходят на юго-востоке Украины, и что это вполне может быть в тех же параметрах и с той же степенью «легитимизации» появиться новое протогосударство, которое потом, скорее всего, превратится в квазигосударство, не имеющее ни малейших шансов на международное признание, но имеющее характер постоянно существующей раны не только на теле Украины, но и на всем постсоветском пространстве".
Отвечая на вопрос, могут ли затронуть процессы распада бывшего СССР, процессы передела сфер влияния, процессы трансформации постсоветского пространства территорию РФ, Касаев заявил: "Могут. Другой вопрос, что на сегодняшний день и в обозримой перспективе мы никаких тенденций, свидетельствующих об этом, не видим, к счастью. Но это не означает, что их нет, и что они не могут проявиться в любое время в самой неожиданной форме и в самом неожиданном месте".