Плавильный котел ближневосточных проблем
В новейшей истории регион Ближнего Востока всегда был средоточением политических, религиозных и межнациональных проблем. Богатые энергетические ресурсы привлекают к нему интерес ключевых игроков мировой и региональной политики, столкновение которых приводит к всевозможным конфликтам. Наиболее актуальными в настоящее время являются вопросы сирийского кризиса, протестных выступлений в Турции, а также курдский вопрос. Российские эксперты дают свою оценку положению дел в регионе.
Что касается развития сирийского конфликта, на сегодняшний день самой важной проблемой является подготовка конференции "Женева-2", которая может существенно поспособствовать разрешению кризиса. По словам директора Российского публичного политического центра Федора Шелова-Коведяева, мирная конференция по Сирии также может повлиять на вопрос поставки в Сирию российских ракетных комплексов С-300. Он полагает, что после конференции "новые партии этих вооружений, о которых была договоренность, о которых был подписан контракт уже давно, будут поставлены в Сирию".
"Израиль, конечно, с этим ни в коей степени мириться не будет, потому что наши системы по некоторым параметрам лучше, чем системы Patriot, которые стоят на вооружении у Израиля. И для Израиля это будет вызов его безопасности. Поэтому невозможно исключить того, что когда такая поставка будет осуществляться или накануне ее, Израиль нанесет удар по объектам Сирии, как уже наносил. Иран, как мы помним, после первого удара заявил, что если это повторится, то вооруженные силы Ирана выступят на стороне сирийских регулярных сил, то есть выступят вооруженной формацией в поддержку Башара Асада", - прогнозирует Федор Шелов-Коведяев.
Кроме того, эксперт не исключает крупномасштабный международный конфликт с участием самого разного количества сторон в регионе, опасаясь активного участия в этом конфликте России.
Другой российский эксперт Кирилл Вертяев видит в событиях, происходящих в Сирии, негативное влияние на другую региональную державу, так как если Сирия распадется на просуннитскую и проалавитскую части, это может привести к эскалации ситуации в Турции, где алавитская часть достаточно влиятельна как в политической сфере, так и среди населения Турции.
"В этой связи турецкий сценарий, который сейчас происходит на наших глазах, сценарий внутриполитической борьбы, во многом окажет благотворное влияние именно на курдский фактор", - считает Вертяев. "Тот политический режим, который существует в стране с 2002 года, исламистский политический режим – это не узурпация власти. Это власть, которая пришла в стране в результате демократических выборов, но которой был определенным образом превышен кредит доверия населения, что выразилось в акциях массовых протестов, которые сейчас происходят в Турции. Что характерно, турки и курды, оппозиционно настроенные к существующему исламистскому режиму, сейчас находятся в Турции по одну сторону баррикад. Подобная ситуация во многом важна еще тем, что курдский фактор не должен быть втянут в противостояние, использоваться в качестве разменной монеты в нынешнем политическом противостоянии внутри Турции".
Как известно, в марте лидер РПК Абдулла Оджалан и официальные власти Анкары достигли соглашения по поводу окончательного перемирия между Анкарой и курдами. По словам Вертяева, "поскольку перемирие де факто было объявлено, сейчас курды Турции, курды Ирака заинтересованы в том, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, и эти внутриполитические коллизии, которые происходят сейчас в Турции, не перекинулись в межэтническую сферу".
Что касается ситуации в Иракском Курдистане, Вертяев полагает, что на политическую ситуацию вокруг Иракского Курдистана будет влиять тот факт, что сейчас из Турции осуществляется постепенный вывод бойцов РПК, которые дислоцированы в Кандильских горах, которые находятся де-юре на территории Ирака.
"То, что сейчас происходит в результате этого мирного процесса, переговорного процесса внутри Турции, безусловно, затронет и Иракский Курдистан. Потому что рано или поздно нужно будет определяться со статусом тех вооруженных людей, которые будут находиться в Кандильских горах.
Турецкая сторона во время ведения переговорного процесса настаивала на том, что первым условием выполнения договоренности между Анкарой и Оджаланом является то, чтобы курдские повстанцы сложили оружие. Но с точки зрения политологии, РПК – это партизаны, которые защищают свои определенные культурные, в результате этого, как считается, они не могут сложить оружие, потому что это бы означало поражение. Поэтому тот хрупкий мирный процесс, который начался в Турции, во многом будет зависеть от позиции Иракского Курдистана, ее выдержанности руководства в этом вопросе и понимания необходимости сохранения того хрупкого баланса, который сейчас существует в Иракском Курдистане при всех тех достаточно революционных преобразованиях, которые происходят в целом на Ближнем Востоке", - заключил эксперт.
14725 просмотров