Армянская газета "Новое время" сообщила, что Москва и Тбилиси договорились о восстановлении транспортных коммуникаций через Абхазию и Осетию. В Праге состоялся последний и решающий тур грузино-российских переговоров по вопросу восстановления ныне бездействующих транспортных коридоров. Достигнутые договоренности позволяют надеяться на возможность возобновления прямого сообщения между Арменией и Россией через территорию Абхазии и Южной Осетии, пишет издание.
Газета также предполагает, что хоть Армения и не была непосредственным участником проводимых в Праге консультаций, Ереван косвенно воздействовал на их ход, способствуя их результативности. Автор статьи обращает внимание на тот факт, что прорыв в грузино-российских переговорах наметился сразу после состоявшегося в начале года визита в Москву премьер-министра Армении. Карен Карапетян не раз намекал на то, что пока между Арменией и Россией нет бесперебойно функционирующих коммуникаций, прорыва в экономических отношениях быть не может. А это в свою очередь не может не сказываться на политических процессах. Карапетян недвусмысленно высказался об острой необходимости создания альтернативы ненадежной Военно-грузинской дороге, так как магистраль, пролегающая через “Верхний Ларс”, очень часто закрывается из-за селей и непогоды, что создает серьезные проблемы и препятствует росту товарооборота.
Между тем, грузинский интернет-портал "Грузия-онлайн" приводит слова непосредственного участника переговоров, специального представителя премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураба Абашидзе, который в ответ на заявление министра транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваана Мартиросяна о том, что "в ближайшее время Армения надеется на запуск торгового коридора между Россией и Грузией через Абхазию и Южную Осетию", уточнил, что тему открытия путей в транзитном направлении правительство Грузии не рассматривает. По его словам, переговоры между Россией и Грузией ведутся на тему имплементации соглашения от 2011 года о мониторинге грузооборота и нет никаких разговоров о дополнительных предусловиях, которые позволили бы Армении надеяться на открытие торгового коридора через Абхазию. Напомним, вышеуказанного соглашения удалось достичь после того, как в 2011 году тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили снял вето на вступление России в ВТО. Главным условием было то, что через территории Абхазии и Южной Осетии пройдут торговые коридоры, при этом стороны пригласят международных посредников, которые будут контролировать поток грузов и маркировать их. Стороны договорились создать механизм, который состоит из системы международного мониторинга и электронной системы обмена данными. Для осуществления мониторинга выбрали швейцарскую компанию SGS, которая должна будет заниматься предоставлением информации о грузах, вывозимых в Россию и ввозимых из России.
Вопрос усложняется и тем, что абхазские и югоосетинские власти со своей стороны считают, что вопрос о транспортном сообщении через их территории невозможен без их участия как переговорной стороны. В то же время, Грузия не признает их суверенными территориями, а следовательно, и как переговорными сторонами. Осетинский информационный портал "Ныхас" со ссылкой на министра иностранных дел Южной Осетии информирует, что президент республики, находясь на санкт-петербургском экономическом форуме, сделал по этому поводу заявление, на котором Южная Осетия будет стоять: "Южная Осетия готова участвовать в этом проекте в качестве равноправной стороны, и если такой подход будет приемлем для других сторон, то мы не видим никаких препятствий для участия в этом проекте". С абхазской стороны начальник экспертного управления администрации президента Абхазии Аслан Барциц в интервью интернет-изданию "Спутник-Абхазия" заявил: "Отношение к этому вопросу может быть только однозначным. Что касается Абхазии, то без Абхазии ни один вопрос решаться не может. Наша страна также является суверенным государством. Поэтому все вопросы, касающиеся интересов Абхазии, должны решаться с нашим участием", — подчеркнул эксперт. Он отметил готовность абхазской стороны рассматривать любые вопросы за столом переговоров с участием Грузии, России, любого другого государства, но исключительно на равноправных началах.
По мнению российского политолога Николая Силаева, высказанного на портале "Ныхас", встреча в Праге не означает заметного продвижения к выполнению соглашения 2011 года. Стороны в этот раз повторили позиции, на которых они стояли раньше, а именно – обещание подписать соглашение со швейцарской мониторинговой компанией. Он считает, что реализация этого соглашения не выгодна Грузии, так как наносит ей внутриполитический ущерб, заключающийся необходимости признания Южной Осетии и Абхазии самостоятельной таможенной территорией. К тому же, по мнению Силаева, в открытии транзита через Абхазию и Южную Осетию ни у Грузии, ни у России, ни у других соседей Армении нет острой нужды, чтобы идти ради него на политические жертвы. Турецкий транзит идет через Черное море, а иранскому, убежден Силаев, Транскам не интересен. Там, помимо морского пути через Каспий, сейчас достигнуто принципиальное соглашение о сухопутном транзите из Ирана через Азербайджан на Дагестан. Этот путь обладает куда большей пропускной способностью и не так сильно зависит от капризов погоды, как Транскам. Что же касается армянского транзита, то, кроме транспортного коридора через Верхний Ларс, есть еще морской путь Батуми-Новороссийск, считает политолог.
* * *
Ингушская газета "Сердало" сообщает, что к 25-летию республики сдано в эксплуатацию три девятиэтажных дома общей площадью 54,8 тыс. кв. метров для семей вынужденных переселенцев. Современный жилой комплекс, состоящий из 323 квартир, обеспеченный необходимой инфраструктурой, построен благодаря федеральной целевой программе социально-экономического развития Ингушетии на 2010-2016 годов. Всего на строительство жилья потрачено 1,5 млрд рублей. В церемонии ввода домов в эксплуатацию приняли участие полномочный представитель президента РФ в СКФО Олег Белавенцев и министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Глава республики Юнус-Бек Евкуров, поздравив новоселов и пожелав им семейного благополучия и счастья, отметил, что в квартирах созданы все условия для комфортного проживания. На реализацию мероприятий по обеспечению жильем вынужденных переселенцев с 2013 года предусмотрено более 5,6 млрд рублей, из них в 2016 году — свыше 1,7 млрд рублей. Помимо квартир, в новых жилых микрорайонах построят школу, детский сад, поликлинику, игровые площадки, а также торговые центры. Всего в сводном списке вынужденных переселенцев, утвержденном на 2016 год, состояли 2008 семей, то есть около 9,3 тыс. человек.
В республике активно идет и процесс переселению людей из ветхого и аварийного жилья. В 2010-2016 годах в Ингушетии получили новые квартиры около пяти тысяч человек. За эти годы были снесены 68 непригодных для жилья многоквартирных домов. Взамен их были построены 39 новых многоквартирных домов. Из средств федерального "Фонда содействия реформированию ЖКХ" на их строительство были направлены 1,41 млрд рублей, в порядке софинансирования к ним из республиканского бюджета было добавлено 521,6 млн рублей. В настоящее время производится расселение жителей аварийных домов, признанных таковыми с января 2012 года. Уже в нынешнем году намечено расселить более одной тысячи человек из 30 аварийных многоквартирных домов в шести муниципальных образованиях. Однако, замечает издание, пока эта программа не затрагивает частный жилой фонд, с учетом которого практически пятая часть – 22,8% – жилья в регионе относится к категории ветхого и аварийного.
* * *
Нагорно-карабахский конфликт подтолкнул Азербайджан к значительному улучшению своей оборонной промышленности, говорится в статье, опубликованной одним из авторитетных мировых изданий в области новейшей информации в сфере коммерческой безопасности и обороны Defence Industry Bulletin, выдержки из которой приводят информационное агентство Trend и издающийся в Баку еженедельник "Регион-плюс". Предпринимались шаги с целью не только оснастить все более мощным оружием национальные вооруженные силы, что позволило сегодня стране занять 59-е место в рейтинге мировой огневой мощи, но и наладить экспорт оружия и военного оборудования. Как рассказал изданию старший советник министра оборонной промышленности Азербайджана Азер Мамедов, значительная часть развития оборонной промышленности страны связана с многочисленными совместными предприятиями, прежде всего, с Израилем, Турцией и Южной Африкой. Их субподрядчиком сегодня является 31 азербайджанская компания, производящие в общей сложности 1100 наименований оборонной продукции. "Азербайджанское оружие соответствует стандартам НАТО", - подчеркнул советник, отметив, что министерство оборонной промышленности работает над выпуском к 2020 году ракетной системы дальнего радиуса действия и электромагнитного оружия.
Журналистам был продемонстрирован полный спектр боеприпасов для стрелкового оружия, минометов и артиллерии, некоторые из которых экспортируются в Турцию, Грузию и Ирак. В 2016 году Багдад закупил 500 гранатометов РПГ-7В2, 500 60-миллиметровых минометов и соответствующие боеприпасы. В США и России все больший интерес проявляется к азербайджанским оптическим приборам и прицелам. В общей сложности 10 стран были упомянуты в качестве клиентов, заинтересованных в азербайджанском вооружении и технике, говорится в статье. "В какой-то момент министерство даже было вынуждено отказаться от заказов некоторых стран, поскольку мы не могли выполнить объем заказа в запрошенные короткие сроки" - сказал Мамедов.
Очевидная заинтересованность Азербайджана в производстве снайперских и тяжелых "антиматериальных" винтовок дальнего действия была объяснена как "логика 23 лет анахроничной траншейной войны в стиле Первой мировой в зоне Нагорного Карабаха. В то время как большинство других армий назвало бы 12,7-мм или крупнокалиберные винтовки 0,50 БМГ лимитом портативного стрелкового оружия, новейшим и предлагаемым для экспорта продуктом азербайджанской армии является 14,5-миллиметровая винтовка "Истиглал-T". Экспорт этих винтовок налажен в Иорданию, Турцию и Пакистан. Корреспондентам издания также было предложено испытать один из последних пистолетов азербайджанского производства 9x19 мм Zafar-P. Это одна из трех моделей, изготовленных по лицензии турецких производителей THSAET Zigana. В 2010 году российская компания "Калашников/Ижевск" выдала Азербайджану лицензию на производство 120 тыс. штурмовых винтовок АК-74М, производство последней модели которых будет продолжаться до 2021 года.
В статье описывается и производимое в Азербайджане защищенное транспортное средство - первый полностью отечественный автомобиль - Tufan. Это транспортное средство 4x4 MRAP было разработано Национальным аэрокосмическим агентством и будет собрано на заводе AGREGAT под Баку. Оно имеет уровень брони STANAG 3/3A, вес - 14,7 тонны с грузоподъемностью 2,3 тонны. Дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 360 л.с. обеспечивает максимальную скорость движения 85 км/час. Tufan оснащен 12,7-миллиметровым пулеметом NVS, 10 дымовыми гранатометами и другим оружием. Tufan будет выпускаться с 2018 года и в других вариантах, в частности для целей медицинской эвакуации.
Еще один сектор, который Азербайджан стремится развивать с зарубежными партнерами - беспилотные системы. Для Баку этот сегмент почти исключительно означает приобретение и совместные разработки с Израилем, говорится в статье. Азербайджанские ВС используют IAI Herons произведенные совместно с Израилем дроны Harop, местный производитель AZAD выпускает БПЛА Aerostar Tactical UAV Aeronautics Ltd. По словам Мамедова, текущая работа предприятия AZAD сосредоточена на программе БПЛА Zarba-1K - местной производной "Орбитер-K". Это разведывательно-ударный БПЛА, оснащенный кумулятивной боеголовкой. В ближайшие несколько месяцев планируется приступить к испытаниям аппарата.
* * *
Карачаево-Черкесия по итогам первого полугодия 2017 года вошла в число восьми регионов, наиболее эффективно работающих над созданием туристического кластера в рамках реализации ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма". Об этом сообщает газета "Черкесск: вчера, сегодня, завтра" со ссылкой на руководителя Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Глава Ростуризма заявил, что наиболее эффективными регионами стали: Карачаево-Черкесская республика, Карелия, Адыгея, Бурятия, Республика Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртская Республика, Хабаровский край. Напомним, мероприятия ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011-2018 годы включают создание 45 туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в 35 субъектах РФ. В Карачаево-Черкесии реализуется инвестиционный проект "Развитие туристско-рекреационного кластера "Эко-курорт Кавминводы" в Карачаево-Черкесской республике. Субкластер "Медовые водопады". Данный инвестпроект по представлению правительства КЧР прошел конкурсный отбор в Федеральном агентстве по туризму и был включен в перечень мероприятий ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". Инвестпроект реализуется на условиях государственно-частного партнерства.
Издание также сообщает, что особая экономическая зона (ОЭЗ) Карачаево-Черкесии признана одной из самых эффективных в стране. Данные об итогах функционирования ОЭЗ в стране за прошлый год и с момента их создания опубликовало Минэкономразвития РФ. Активному росту туристской индустрии последних лет, в первую очередь, способствовало строительство Всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз", расположенного на территории особой экономической зоны в Зеленчукском и Урупском районах. По состоянию на 31 декабря 2016 года на территории ОЭЗ зарегистрировано 24 резидента (171 % от плановых значений), в 2016 году зарегистрировано 7 новых резидентов (175 % от плановых значений).
Строительство курорта "Архыз" началось в августе 2011 года. В настоящее время количество туристов, посещающих курорт, возросло до 200 тысяч в год. За счет средств федеральных и республиканских средств построена вся инженерная инфраструктура курорта. За счет инвесторов в первых поселках курорта "Романтик" и "Лунная поляна" построены три гостиницы, три канатные дороги, лыжные трассы, сервис-центры, сеть ресторанов и пунктов общественного питания, сопутствующая инфраструктура для горнолыжного, молодежного и семейного отдыха. В настоящее время строительство курорта продолжается, возводятся несколько гостиниц разного класса. Компания "Курорты Северного Кавказа" в этом году приступили к освоению северного склона, на котором предполагается строительство 12 км горнолыжных трасс, три очереди канатной дороги гондольного и кресельного типа протяженностью пять километров с несколькими промежуточными станциями, ввод в эксплуатацию которых планируется в декабре 2018 года. В туристической деревне "Лунная поляна" предполагается строительство канатной дороги кресельного типа для расширения зоны катания для новичков.
По словам главы КЧР Рашида Темрезова, туристическая отрасль является одним из стратегических направлений развития экономики в КЧР. "Интересные проекты предлагает сама природа. Карачаево-Черкесия предоставляет качественные и интересные продукты в сфере туризма. Мы еще несколько лет назад начали работать по импортозамещению в этой сфере", - сказал в одном из своих интервью Темрезов.
* * *
В информационном пространстве Владикавказа появился новый образовательный портал. Авторы проекта утверждают, что аналогов ему нет в Северо-Кавказском федеральном округе. Как рассказал газете "Северная Осетия" один из его разработчиков – начальник отдела информатизации и защиты информации городской администрации Владикавказа Сослан Бериев, главная цель портала http://uo.amsvlad.ru/ – создание единого информационного образовательного пространства на всей территории муниципального образования. Каждый пользователь – житель Владикавказа – легко найдет для себя много полезной информации. Например, узнает результаты ЕГЭ и ОГЭ, выяснит всю интересующую информацию о различных центрах дополнительного образования, получит исчерпывающую информацию о школе или детском саде или рекомендации методического центра администрации местного самоуправления города, можно проследить за результатами школьных олимпиад.
Зайдя на портал, родитель может оставить электронное заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение или постановке на учет и направление на зачисление в детский сад. "Сама система электронной очереди централизована, и она в ведении Министерства образования и науки, управления образования. Но нам предоставили доступ к ней, и с нашего портала через "госуслуги" или непосредственно через сайт Минобра есть возможность отправить заявление", - поясняет Бериев.
На портале можно ознакомиться и с богатой коллекцией книг в электронной библиотеке. По мнению разработчиков, развитие единой информационной среды позволит повысить качество образования в школах, создаст условия для перехода к новому уровню образования на основе ИКТ, обеспечит доступность педагогов к новейшим методическим материалам и условия для их саморазвития.