Вестник Кавказа

О «всемирной отзывчивости» русского народа

В этом году 9 июня журналисту, поэту и публицисту Андрею Освальдовичу Мадисону исполнилось бы 65 лет. Мадисона называли патриархом советского движения хиппи, хотя сам он относился к этому с иронией: «Амплуа патриарха навязано мне извне, это не моя самооценка. Моя позиция индивидуальна. Когда заводят речь о советском хиппизме, следующее слово - "Система". Услышав это слово где-то в начале 1970-х, я сразу почувствовал: это - не мое. Всякие системные, организационные, партийные, взносовые отношения мне совершенно чужды». 

Андрей Мадисон родился в Таллине 9 июня 1952 года, учился в Тартуском университете, в том числе и русского литературоведа и культуролога Юрия Михайловича Лотмана, работал чертежником-конструктором, библиотекарем, почтальоном, редактором, археологом, преподавателем, режиссером дискотеки, сторожем, дворником, кочегаром, грузчиком, фрилансером в русской редакции Эстонского радио, учил русскому языку внуков вождя племени лесных ненцев, редактором «Русского журнала», старшим научным сотрудником музея Толстого, краеведом Вологодской области… Андрей Мадисон умер, замерзнув в лесу, 28 января 2009 года. «Вестник Кавказа» предлагает читателям ознакомиться со статьей, которую Мадисон написал за два года до самоубийства - в декабре 2007 года - для учебника русского языка для финских детей.

Есть хорошие народы, и есть плохие народы. Есть народы-хозяева, а есть народы-рабы. И если это так, то народы-хозяева должны командовать народами-рабами. Что вышло из этой теории, показала Вторая Мировая война. «Народ-раб» стал победителем «народа-хозяина». А что стало с теорией?

А теория осталась жить. Во-первых, потому, что теорию не победить на войне. Во-вторых, потому, что в каждом народе есть люди, которые считают, что их народ самый лучший. Так, например, считают многие евреи: это потому, говорят они, что нас больше всех любит Бог. Так считают и многие американцы — потому что, как утверждают они, у них самая лучшая демократия.

Есть такие люди и среди русских. Самая правильная религия — христианство, говорят они. А самый правильный вариант христианства — православие. Русские — православные, и, значит, русский народ лучше всех.

Конечно, далеко не все русские — православные. Среди них немало людей, которые не верят в Бога. Однако все равно одни русские утверждают, что русские народ религиозен, а другие возражают им — нет, не религиозен. А какой он тогда? И можно ли вообще говорить, что один народ, скажем, весь красный, а другой народ — весь коричневый? Говорить такое получается у многих, а вот доказать это на деле не получается ни у кого.

О русских, например, часто говорят, что это народ-загадка, загадочный народ. И объясняют свои слова так: когда мы что-то делаем, нам понятно, что и как мы делаем; а когда русские что-то делают, нам непонятно, что и как они делают. И вообще, мы любим и умеем работать, а русские не любят и не умеют. Мы — умные, а они — глупые. Но мы еще и честные, а они — хитрые. Поэтому мы пьем пиво, а они — водку.

И действительно, главный герой русских сказок — Иван-дурак. Но в конце концов именно он побеждает всех. Чем он их побеждает? Он побеждает их хитростью. Получается, что правы те, кто говорят, что русские — глупые и хитрые? Но в тех же русских сказках все время повторяется: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Это значит, что русские люди, которые сочиняли эти сказки, отлично понимали разницу между сказкой и жизнью. И сказки они рассказывали только после того, как сделали дело, сделали работу.

А какое дело было у русского народа, какое у него было главное дело?

Главным делом русского человека, всего русского народа, было строительство государства. И он сделал это дело — построил самое большое государство в мире. Для этого ему, конечно, нужно было быть и хитрым. В политике вообще нельзя без хитрости. Но одной хитрости для такого большого строительства, конечно, мало. Для него нужны еще и ум, и смелость, и множество умений.
Главное из этих умений — умение понимать другого. В том числе и другой народ.

Именно это умение имел в виду Достоевский, когда говорил о способности русского народа слышать все народы мира. Он назвал эту способность «всемирной отзывчивостью».

Октябрьскую революцию, которую начали русские, делали потом вместе с ним украинцы, латыши, евреи, китайцы, венгры и многие другие народы. Потом что русский народ начал ее не для себя, а для того чтобы весь мир стал одной коммуной. Чтобы не было никакого народа-хозяина и никаких народов-рабов, а все народы стали одним народом. Такова была «всемирная отзывчивость» русского народа в действии.
И именно эта способность слышать всех, а не какая-нибудь другая, делает его «загадочным». А все остальные его свойства — это обычные человеческие достоинства и недостатки, которые имеются у любого другого народа на Земле.

14065 просмотров