«Ноль первый» ингушский ас -1

«Ноль первый» ингушский ас -1
…Беда подступила как слезы к глазам
Однажды в полете мотор отказал

И надо бы прыгать не вышел полет
Но рухнет на город пустой самолет
Пройдет не оставив живого следа
И тысячи жизней прервутся тогда

Мелькают кварталы и прыгать нельзя
Дотянем до леса - решили друзья
Подальше от города смерть унесем
Пускай мы погибнем но город спасем

Стрела самолета рванулась с небес
И вздрогнул от взрыва березовый лес
Не скоро поляны травой зарастут
А город подумал ученья идут…

Эти стихи Роберт Рождественский написал под впечатлением от подвига советских летчиков из Группы советских войск в Германии, разбившихся в 1966 году. Через четверть века этот подвиг повторил генерал-майор авиации Суламбек Осканов, который не стал катапультироваться ради спасения собственной жизни, хотя, как потом показало расследование госкомиссии, имел такую возможность. Осканов до последнего пытался вывести самолет из пике и уводил его от жилых домов. 

Суламбек родился в ингушском селе Плиево, учился в ремесленном училище в Грозном, там же ходил в аэроклуб, где прыгал с парашютом. Окончив Качинское высшее военное авиационное училище, Осканов несколько лет проработал там инструктором, а в начале 1970-х учился в Военно-политической академии, считавшейся элитным учебным заведением. «Суламбек был предельно пунктуальным. Никогда не опаздывал и не приходил куда-то раньше времени. Вспоминаю много случаев, когда мы с ним приезжали в гости на несколько минут раньше, тогда он предлагал немного прогуляться и заходить в точно назначенное время. «Точность – вежливость королей», – любил говорить он. Когда мы учились в академии, у Суламбека было несколько блокнотов: в одном он записывал умные мысли, высказывания великих людей. В другом – шутки, анекдоты, забавные истории. В третьем – дни рождения друзей, близких. Для меня всегда были проблемой поздравительные открытки и телеграммы. Суламбек же посылал их десятками, испытывая при этом удовлетворение от исполненного долга», - вспоминает друг Осканова Висин-Гирей Танкиев.

По окончании училища Осканова как лучшего выпускника направляют в истребительно-авиационный полк Группы советских войск в Германии - заместителем командира эскадрильи по политчасти. К тому времени у Суламбек уже был мастером спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Этого звания удостаиваются только самые подготовленные летчики, демонстрирующие мастерство на парадах и авиашоу – пилоты эскадрильи "Стрижи" или "Витязи".

Из Германии в Москву, в Главный штаб ВВС СССР, Суламбек, или как называли его друзья-летчики «Сергей Сергеич», вернулся уже в звании подполковника. Но чиновничья карьера – служба в штабе и квартира в Москве - его не прельщала. Осканов просит направить его на службу в боевую часть и становится замкомом авиационно-истребительного соединения в Южной группе войск в Венгрии. «Суламбек обладал не только прекрасной памятью, но и хорошо запоминал людей. Однажды познакомившись с кем-либо, он помнил его фамилию и имя. Несколько лет спустя мог сказать, где, когда и при каких обстоятельствах познакомился с этим человеком», - говорит Висин-Гирей Танкиев.

Приезжая ежегодно в отпуск, Осканов всегда встречался с людьми, причем со школьниками говорил как ученик, с тружениками – как рабочий, с интеллигенцией – как политик, и, как говорят, никогда не выставлял напоказ свою приверженность Аллаху, но всегда следовал предписаниям Всевышнего.

Вскоре Осканова переводят в Липецк, где назначают командиром Центра подготовки летного состава и присваивают звание генерал-майора авиации. Он первый вайнах, получивший это звание. Уже в звании генерала Суламбек пишет рапорт с просьбой разрешить ему учебу в Академии генштаба – в это элитное заведение принимали только генералов и полковников, занимавших должности не ниже командира соединения. В академии Осканов осваивает стратегию, тактику и оперативное искусство управления, занимается научной работой и первым среди ингушей пишет диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук по проблематике использования авиации в современных боевых действиях. Эта его диссертация станет учебным пособием для нескольких поколений летчиков.
Продолжение следует

19385 просмотров




Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!