Газовый спор между Турцией и Ираном длится уже несколько лет. Анкара подала на Тегеран в международный арбитражный суд с требованием компенсации за то, что Иран не поставляет Турции объем газа, предусмотренный ранее заключенному между сторонами договору. Арбитражный суд вынес решение в пользу Турции. Однако, по заявлению министра нефти Ирана Бижана Намдара Зангане, Турции не удалось достичь всех своих целей после решения Арбитражного суда. В первом иске Турция настаивала на уменьшении цены на газ на 25%, мотивируя это нестабильностью поставок Ираном. Во втором иске Анкара настаивала на 37,5-процентном снижения цен, в виду «завышения Тегераном цен на газ». По словам иранского министра, в отношении первого иска Турции решение было вынесено в пользу Ирана. Что же касается второго иска, то Тегеран обязали выплатить Турцию компенсацию из расчета скидки 13-15%, сообщает Iran.ru.
Между тем, по словам старшего научного сотрудника Центра Азии и Ближнего Востока Ирины Свистуновой, отношения между Турцией и Ираном исторически представляют собой сложный комплекс совпадающих и конкурирующих интересов. «Любые геополитические изменения на Ближнем Востоке, которые затрагивают международное положение Турции или Ирана, создают вызовы для отношений между ними. В этом смысле важнейшим событием последнего времени является достижение соглашения между шестеркой международных посредников и Ираном. Постепенная отмена антииранских санкций и выход Тегерана из международной изоляции могут серьезно изменить региональный и глобальный геополитический баланс», - заявила Свистунова.
По ее словам, Турция всегда выступала за переговорный процесс между шестеркой и Ираном и не поддерживала ужесточения режима санкций: «Можно вспомнить о попытках турецкого руководства посредничать в урегулировании иранской ядерной проблемы, в частности, о совместной декларации, подписанной Турцией, Ираном и Бразилией в 2010 году».
В Анкаре считают, что отмена санкций придаст серьезный импульс развитию турецко-иранский соглашений.
В экономической сфере изменения будут позитивными и взаимовыгодными. «Отмена санкций снимет препятствия для импорта энергоресурсов из Ирана и для транзита иранского газа в Европу через территорию Турции. Возможно подключения Ирана к проекту создания Трансанатолийского газопровода, который на данном этапе предполагает транзит азербайджанского газа в Грецию и Италию», - напомнила эксперт.
В период санкционного режима Анкара и Тегеран искали возможности торгово-экономического сотрудничества в обход санкций. В частности, Турция расплачивалась золотом за импортируемый из Ирана природный газ. «Стороны давно заявили о намерении увеличить свой торговый оборот до 30 млрд долларов, но достичь этого не удавалось. По итогам 2015 года объем торговли между Турцией и Ираном составил 13,7 млрд долларов. И сейчас по прогнозу Турецко-иранского делового совета отмена санкций позволит двум странам достичь запланированного объема торговли в 30 млрд долларов в течение 2-3 лет», - говорит Свистунова.
Однако на благоприятном экономическом фоне в политической сфере Анкару и Тегеран ждут проблемы. «Отмена санкций и начало сотрудничества с Западом позволит Ирану усилить свое влияние в региональных вопросах и получить новую роль на международной арене. В этой сфере вполне обоснованно ожидать роста конкуренции за региональное влияние между Турцией и Ираном. Каждая из двух стран претендует на региональное лидерство, каждая стремится предложить собственную модель развития в качестве образца для других исламских стран» - считает эксперт.
Турецкие эксперты выделяют возможные проблемы.
Во-первых, позиция Турции на Ближнем Востоке может ослабить возможность совместных действий Ирана, США, России или Китая.
Во-вторых, активизация поддержки шиитских сил со стороны вышедшего из изоляции и усилившего свои экономические позиции Ирана значительно сузит спектр возможностей Турции в Сирии, Ираке и в Йемене.
В-третьих, в долгосрочной перспективе сближение Ирана с Западом может привести к тому, что Тегеран предпримет попытку стать конкурентом Турции, сыграть геостратегическую роль, которую сейчас для западного мира на Ближнем Востоке играет Анкара.
«Анкара серьезно опасается резкого роста регионального влияния Ирана после его выхода из изоляции. Конечно, конфликтный потенциал существует. Но на протяжении новейшей истории своих отношений Турция и Иран всегда проявляли стремление и способность ограничивать свое соперничество с целью избегать открытых конфликтов, и тщательно выстраивали сферы сотрудничества. Несмотря на разногласия по региональным вопросам развитие турецко-иранских отношений в новых геополитических реалиях будет происходить в рамках традиционной парадигмы поиска оптимального баланса между соперничеством и сотрудничеством», - уверена Свистунова.