16-17 ноября в Турции прошел российско-грузинский форум в рамках «стамбульского процесса». В работе форума приняли участие ведущие эксперты, журналисты и социологи России и Грузии: Алексей Власов, Алла Язькова, Георгий Вольский, Владимир Папава, Ирина Кобринская, Андрей Рябов, Мамука Арешидзе и другие. Генеральный директор политологического центра "Север-Юг", главный редактор «Вестника Кавказа» Алексей Власов в интервью Новости-Азербайджан прокомментировал цели и итоги стамбульской встречи.
- Что представляет собой "стамбульский процесс"?
- Организационный блок этого процесса осуществляет директор Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили. Форум был инициирован после августовской войны 2008 года - осенью того же года. Его точное название - «Стамбульский процесс - экспертный диалог между Россией и Грузией». К настоящему моменту состоялось шесть встреч. В том числе пять в Стамбуле и одна – в США незадолго до президентских выборов. Заявленная цель диалога, которую разделяют все участники прошедшей встречи, активизировать контакты между российскими и грузинскими экспертами на неправительственном уровне, для выработки рекомендаций с точки зрения восстановления отношений в сфере экономики, политики, гуманитарной сферы.
- В чем специфика ноябрьской встречи?
- Победа Иванишвили и "Грузинской мечты" открывает определенные окна возможностей для постепенной нормализации отношений. Мы пытались понять, на каких именно вопросах можно сосредоточиться уже сейчас, еще до того, как политики смогут выработать приемлемые подходы к возобновлению официальных переговоров. Основные темы встречи - текущая ситуация в Грузии, новые походы к двухсторонним отношениям со стороны Москвы и Тбилиси, возможный формат восстановления российского-грузинского диалога, экономическая составляющая отношений на перспективу, роль внешних акторов в геополитике Южного Кавказа.
- Какова ваша оценка перспектив нормализации диалога между двумя странами?
- Я озвучил четыре основных фактора или действия со стороны нового руководства страны, которые, на мой взгляд, могут расширить пространство для взаимопонимания: официальное признание вины Саакашвили и его режима за события августа 2008 года; отказ от обсуждения темы признания Южной Осетии и Абхазии; официальное обращение Тбилиси к Кремлю относительно восстановления дипломатических отношений; отказ от конфронтационной риторики со стороны грузинских СМИ.
- Как эта позиция была воспринята грузинскими экспертами?
- Эти подходы обсуждаются. Необходимо максимально усилить динамику коммуницирования на экспертном уровне, с тем, чтобы сблизить позиции и понять пределы возможного. Однако грузинские политики и эксперты сделали акцент на другой стороне вопроса - дефицита времени у нынешней власти в Грузии. Этот фактор также необходимо учитывать самым серьезным образом.