Уже 110 лет Суннитская мечеть считается одним из основных символов Владикавказа. Именно в этом городе произошла встреча потомственной осетинской дворянки, дочери генерала Хамби Туганова Елизаветы Тугановой с бакинским нефтепромышленником и меценатом Муртузой Мухтаровым, там же они сыграли свадьбу. В честь своей жены Мухтаров и построил в ее родном городе мечеть, которая стала известна в Северной Осетии как мечеть Мухтарова. (См. также Муртуза и Лиза Мухтаровы: история большой любви в камне).
До появления на берегу Терека мечети мусульмане проводили молитвы под открытым небом, и разговоры о необходимости возведения храма велись фактически с середины XIX века. Разрешение на строительство мечети было выдано лишь в 1900 году. По одной из версий, мечеть начали строить на "народные" деньги, но их катастрофически не хватало и тогда мусульмане Владикавказа отправилась к бакинскому миллионеру Муртузе Мухтарову. Тот взял на себя большую часть расходов, внеся 50 тыс. рублей из необходимых 80 тысяч.
Строительством занялся многократно сотрудничавший с меценатом русский архитектор, поляк по происхождению Иосиф Плошко. Он не специализировался на строительстве культовых объектов, поэтому, получив столь необычное для себя задание от Мухтарова, долго изучал восточную архитектуру и, наконец, взял за образец элементы каирских мечетей и выбрал для строительства кирпич, изготовляемый на заводе барона Штейнгеля.
Специалисты всегда обращали внимание на многослойную цветную штукатурку, которой расписаны стены мечети, и звезду, составленную из двух равносторонних треугольников - этот символ использовался разными народами еще в глубокой древности.
Мечеть Мухтарова – это Джума-мечеть - соборная, предназначенная для свершения пятничной молитвы всей мусульманской общины. При этом долгие годы она была центром образования, культуры и общественной жизни.
Когда в 1934 году властями было принято решение об уничтожении мечети, благодаря 25-ой роте кавалерийского полка под управлением Бектенева уникальный храм удалось сохранить. Тем не менее в советской истории здесь располагались и Дом культуры, и Рабочий клуб, и Краеведческий музей, просуществовавший там практически двадцать лет.
Лишь после 1968 года началась масштабная реставрация мечети для использования ее по прямому предназначению, отчасти с расчетом на иностранных туристов, приезжавших в СССР. Через год мечеть открыла свои двери в качестве одной из уникальных достопримечательностей города.
В 1996 году мечеть, наконец, передали в ведение Духовного управления мусульман Северной Осетии. Однако на этом злоключения уникального строения не закончились – в том же году террористы подложили под стены храма взрывное устройство. Мощный взрыв разрушил одну из капитальных стен, проломил другие стены и покрыл башню глубокими трещинами. Только по счастливой случайности никто не пострадал.
Позже негативную реакцию владикавказцев вызвало строительство рядом с мечетью высотного дома, в результате чего был уничтожен узнаваемый вид мечети на фоне панорамы Главного Кавказского хребта. Сохранение исторической части города долго оставалось больным вопросом для города.
Тем не менее мечеть Мухтарова остается визитной карточкой Владикавказа и завораживающим шедевром восточной архитектуры.
Она не отличается большими размерами. Высота основного зала до потолка достигает 15 метров. Снаружи мечеть напоминает сказочный замок.
Внутреннее убранство также впечатляет - солнечный свет попадает в залы через 16 окон, отделанных витражами, которые были созданными азербайджанскими мастерами без клея и гвоздей.
Говорят, в мечети хранится изготовленный в Стамбуле 25-килограммовый Коран, тексты которого написаны золотыми буквами.
Вход в мечеть украшает стрельчатая арка. Два 33-метровых минарета минарета с балкончиками симметрично расположены по двум сторонам от входа.
Архитекторы говорят, что минареты совершенны по своим пропорциями.
Интерьер мечети и внешняя роспись здания сделаны художником Францем Долежалем. Внутренние стены мечети украшают изречения из Корана, выполненные золочеными буквами арабской вязи.
Архитекторы и путешественники утверждают, что этот историко-архитектурный памятник не похож ни на одну из мечетей мира, даже на каирские храмы.
Он остается не только главным храмом для всех мусульман Северной Осетии, но и уникальным произведением исламской культуры.