Сегодня исполняется ровно год с момента катастрофы самолета Boeing 777 "Малазийских авиалиний" в Донецкой области Украины. Все 298 человек, находившихся на борту, погибли. Вчера Верховная рада Украины обратилась к ООН и парламентам стран мира с просьбой поддержать создание международного трибунала по крушению самолета, который должен установить и наказать виновных в преступлении. Предположительно, самолет был сбит ракетой, однако официальные выводы расследования пока не обнародованы. На Западе склоняются к версии, что лайнер сбили ополченцы, уверяют, что знают координаты точки, откуда вылетела ракета и убеждены, что тогда эту контролировали именно они. Однако спикер Народного совета самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Андрей Пургин говорит, что район, откуда, предположительно был сбит Boeing, ополченцы не контролировали.
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорт Олег Сторчевой говорит, что есть факторы, указывающие на поражение самолета как ракетой «земля-воздух», так ракетой «воздух-воздух». Авиационные специалисты, эксперты в области ракетостроения не могут однозначно прийти к какому-то заключению, так как не имеют доступа к полным материалам расследования.
«Если бы мы были допущены ко всем имеющимся материалам, ко всем сведениям, уверен, мы достаточно оперативно смогли бы дать свое обоснованное заключение. Только тщательная работа по изучению мельчайших деталей может определить, что явилось причиной крушения лайнера», - утверждает Сторчевой.
Говоря о возможности поражения воздушного судна ракетой «земля-воздух», он сослался на данные, которые были представлены концерном ПВО "Алмаз-Антей". Специалисты концерна, на основании имеющихся сведений о повреждениях самолета, на основании осмотра фрагментов Boeing, рассчитали траекторию полета ракеты, в случае если это была ракета наземного зенитно-ракетного комплекса. При расчетах также использовались сведения о тактико-технических характеристиках ракет комплекса типа "Бук". В этих целях был снят гриф секретности с этих данных. Это было сделано специально, и лишь с одной целью - чтобы направить в комиссию данные для проведения объективного расследования. В итоге специалисты концерна пришли к выводу, что если самолет был поражен ракетой зенитно-ракетного комплекса, то это мог быть только комплекс "Бук-M1". И пуск ракеты мог быть осуществлен только из района села Зарощенская. При любом другом районе пуска ракеты, она подошла бы к самолету под другим углом. Соответственно, повреждения носили бы совершенно другой характер.
По мнению специалистов, в случае пуска ракеты из Зарощенского, радиолокационные станции, с учетом особенностей их работы и траектории полета ракеты, могли не зафиксировать ни самого пуска, ни движения ракеты к самолету.
По словам Строчевого, «если бы ракета, как утверждают на Западе, была пущена из района Снежного, то по мнению всех экспертов и всех специалистов, она бы несколько раз отразилась на ростовском авиалокаторе».
Все расчеты специалистов "Алмаз-Антей" были представлены международной комиссии.
В Москве считают, что необходимо также внимательно изучить все факты, говорящие в пользу версии поражения самолета ракетой «воздух-воздух». Есть многочисленные записи свидетелей катастрофы, местных жителей, которые говорят о том, что видели военный самолет в небе в момент крушения Boeing. Следственный комитет России обнародовал запись беседы с украинским военнослужащим, который утверждает, что в день катастрофы с украинского аэродрома вылетели истребители с ракетами «воздух-воздух». «Это конечно все должно быть тщательно проверено и изучено. Также я видел, что на днях был опубликовал доклад группы авиационных специалистов, которые на основании имеющихся фотоматериалов рассчитали угол поражения, величину и возможную массу поражающих элементов, и на этом основании доказали, что самолет мог быть поражен только ракетой «воздух-воздух» иностранного производства, так как таких характеристик в Российской Федерации нет».