В Московском доме национальностей прошла выставка работ дагестанского художника–графика Марата Гаджиева. У него нет профессионального художественного образования, рисунком он скрашивает свою основную деятельность - Гаджиев по профессии журналист, ответсек еженедельника «Молодежь Дагестана» и главный редактор кавказской литературно-художественной газеты «Горцы».
«Когда я рисовал в мастерской графические работы, не мог предложить, воды моего Нила меня выбросят где-то в Москве, - говорит художник. - Два года я рисовал пастельную графику. Сама работа была связана с поиском, с течением по каким-то географическим широтам. Год назад в Махачкале эта выставка была представлена на суд дагестанских зрителей, и мне кто-то там сказал: «Возможно, твой Нил раздвоится, и ты где-то еще с этой выставкой появишься». Так и получилось: неожиданно для меня в конце осени я получил два приглашения – одно в Московский дом национальностей и второе в частную галерею. 18 декабря будет выставка в частной галерее на Гоголевском бульваре. У меня это первая выставка в Москве. По сути, я не задавался целью делать большую персоналку, а мне представили отдельную экспозицию, за что я очень благодарен.
Путь мой в художественный мир связан с интересной ситуацией в жизни: лет двадцать назад меня пригласили в газету «Молодежь Дагестана» художником-оформителем. Я рисовал графические композиции, рисунки, которые иллюстрировали эту газету. Потом эта газета переросла в общественно-политический еженедельник, и в художнике уже необходимость отпала. А я влился в профессию, стал ответственным секретарем «Молодежи Дагестана» и занялся вплотную журналистикой. Я параллельно многие годы совмещаю два поприща, и все спрашивают меня: «Ты художник или журналист?» А я говорю: «Я поэт».
Работая в газете «Молодежь Дагестана», я столкнулся с тем, что молодые литераторы не имеют сегодня какой-то площадки, на которой можно было бы публиковать свои рассказы, стихи. И у меня идея возникла создать кавказскую литературно-художественную газету «Горцы». Горцы, собственно говоря, не ограничены регионом места проживания этих людей. Для меня горцы – это некий дух, может быть, это звучит немножко высокопарно – тот, который в наследство от моего деда, от моего отца мне достался, и я переживаю, что сегодня такого высокого достоинства слово «горцы» звучит не совсем на высоте.
Оказалось, что эта литературная газета стала востребована не только в Дагестане или на Кавказе. У меня авторы со всей России, из-за рубежа. Эту газету мы рассылаем во все регионы. Я очень благодарен этим людям, нашей России, той, настоящей, нашим авторам, которые поддерживают меня уже четвертый год. В прошлом году было три года нашей литературной газете. В этом году, я думаю, тоже будет праздник, в феврале, и будет много новых открытий для меня, для дагестанцев.
Мне очень хочется, чтобы сегодня увидели Кавказ и Дагестан совсем другими глазами, увидели, насколько богат наш мир, наши традиции, и, кроме хамства, лезгинки и всего такого, что обычно видят москвичи, есть что-то такое, что творится в мастерских и нигде в мире больше не творится. Я не только говорю о Кубачах и унцукульских насечках. Я говорю и о росписи фарфора, резьбе по дереву, ковке металла. Перечислить очень трудно. Эти люди творческие, мы варимся в своем соку, и для меня это некий выход, некая возможность не только себя продемонстрировать, но и показать, что есть вот такие тоже.
Понятно, что Москва видела всякое и видит каждый день многое. Но сюда приходили художники, поддержали, сказали, что, может быть, это и хорошо – когда Москва уже всем наелась, все увидела, что-то такое наивное, романтическое увидеть в моих работах. Я остаюсь романтиком поэтому, верю, что добро все-таки восторжествует, и мы будем жить в хорошей, великой стране».
Президент московского центра культуры «Дагестан», под эгидой которого была организована выставка, Арсен Гусейнов, рассказывает, что «основная цель фонда –сохранение, развитие культуры, традиции народов Дагестана, пропаганда культуры, поддержка молодых исполнителей, молодежи, одаренных детей, художников, певцов, музыкантов. Это большое дело для Дагестана, потому что культура все-таки объединяет народ. Если бизнес, экономика, деньги разъединяют, то культура всегда объединяет. Поэтому нужна государственная поддержка культуры, ее мало, в том числе и в Дагестане. Хотелось бы, чтобы такие выставки, такие мероприятия проходили в Дагестане с участием нашего руководства дагестанского, Министерства культуры, президента Дагестана, нашего постоянного представительства. Но не всегда, наверное, получается. Поэтому наша общественность всегда поддерживает эти мероприятия, и мы принимаем огромное участие».
На сближение народов работает и Московский музей образования. Как рассказала «Вестнику Кавказа» старший научный сотрудник музея Елена Найденова, «музей был открыт в 2005 году недалеко от метро Павелецкая кольцевая, по адресу Вешняковский переулок, дом 12. Один из залов называется "Улицы Москвы, зовущие в дорогу: этнокультурное путешествие". В столице России есть улицы с географическими названиями, которые приглашают нас в путешествие по нашей большой стране. Используя такие названия, мы сделали экспозицию, которая представляет Россию в течение 15 минут. В частности в Южном округе города Москвы есть такие названия как Кавказский бульвар, Каспийская улица, Черноморский бульвар – они нас зовут как раз туда, на Кавказ. Благодаря ним, мы отправляемся в путешествие от Кавказского бульвара до Кавказского региона. Мы сделали экспозицию по Кавказу, в по Северному Кавказу и Дагестану. У нас в столице есть детский русско-дагестанский культурно-образовательный центр "Намус", который стал нашим партнером в организации этой экспозиции. Мы показали в этом кусочке несколько тематических блоков.
Прежде всего, мы показали маленькую колыбель. Колыбель - это первое жилище человека, откуда он изучает весь свой мир, и мы показали кавказскую люльку-качалку, в которую уложен младенец. Мы показали, как это традиционно делалось, как укладывали младенца в люльку, какая атрибутика существует у люльки. У нас есть и колыбельная песня, которая поется возле этой люльки. У нас есть и небольшая табуреточка, на которую могла присесть мама, чтобы покачать своего малыша.
Есть раздел "След". Здесь мы показываем различную обувь. Существует раздел, который связан с кухней. В частности, здесь мы показываем любимое в Дагестане блюдо чуду или хинкал.
Дальше мы показываем, как этот наш ребенок растет. Это может быть мальчик или девочка. Если это мальчик, то мы показываем, каким образом он приобщается к хозяйственной деятельности; сейчас готовится проект, связанный с игрой в альчики. Если это девочка, она начинает приобщаться к девичьему труду. Мы показываем кукол, в которые она может играть. Дальше она уже начинает у нас приобщаться к женскому труду.
Не обошли мы стороной и жилище. Почему так выглядит жилище? У нас есть макеты, которые сделаны детьми под руководством преподавателей. Мы показываем устройство сакли, центральный очажный столб, очаг, как выглядит тахта, как выглядит женский и мужской углы, как выглядит аул.
Специфика музея в том, что в создании экспозиции большое участие принимают педагоги и учащиеся. Так как мы все время работаем с центром "Намус", у нас и носители культуры присутствуют, очень много вопросов, поток посетителей в музее большой. Мы очень надеемся, что москвичи увидят культуру немножко с другой стороны».