Вчера в Москве был представлен доклад, посвященный проявлениям нетерпимости в России в первой половине 2019 года, и даны рекомендации по их профилактике для органов государственной власти и институтов гражданского обществ.
Член совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, член президиума совета при президенте по межнациональным отношениям Александр Брод заметил, что несмотря на отсутствие резкого всплеска экстремистской и террористической активности в прошлом году, социологи отмечали некоторый рост националистических настроений: "Если говорить о результатах социсследований первых шести месяцев этого года, то они зафиксировали снижение этнофобных настроений. Мы приводим ряд исследований, в том числе ”Левада-Центра” и Федерального агентства по делам национальностей, но новый опрос не вошел в этот обзор, поскольку проводился в августе этого года, когда ”Левада-Центр” зафиксировал, что почти три четверти жителей России - 72% - полагают, что российские власти должны ограничить приток иностранных граждан. Это показательный всплеск тревоги россиян по отношению к мигрантам. Хотя миграция не является каким-то злом - это необходимый процесс, который восполняет и демографические провалы, рынок труда. Но нужно правильно регулировать эти процессы: миграция должна быть адресной, мигрантов нужно готовить в странах, откуда они прибывают. Неоднократно мы говорили о том, чтобы на территории российских дипломатических миссий, центров культуры шла подготовка и в плане языка, ознакомления с российским законодательством, а распределение мигрантов шло по тем регионам, где необходимо приложение их сил. Ксенофобия, радикальный национализм, радикальный ислам представляют угрозу для любого общества, в том числе российского общества, учитывая многонациональный состав. Поэтому нужно эти вызовы осознавать и все делать для профилактики".
Александр Брод признал, что в последние годы негативизм россиян был перенаправлен на внешние угрозы - Украину, ИГИЛ (запрещена в РФ), ведущий санкционную политику Запад; большую роль в сплочении россиян сыграло возвращение Крыма, однако сейчас эти темы не имеют такого влияния как раньше: "Негативизм возвращается и фокусируется на внутренних проблемах страны: болезненная и не всеми понятая пенсионная реформа, рост цен на товары первой необходимости, услуги ЖКХ, падение доходов, планируемое сокращение в разных сферах трудовой деятельности. Маятник может качнуться, и последует рост негативизма по отношению к мигрантам, национальным меньшинствам, использование националистической риторики в сфере политики и, соответственно, возможен рост инцидентов".
Однако правозащитник подчеркнул, что по первому полугодию позитивная тенденция сохранялась: "Число жертв насилия на территории Северного Кавказа снижалось. Противодействие экстремизму в первом полугодии оставалось одним из важнейших государственных приоритетов. Важной тенденцией государственной политики стала частичная декриминализация статьи 282 УК РФ ”Возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства”. 7 января эти изменения вступили в силу, что стало возможным благодаря эффективной обратной связи, инициированной гражданским обществом, правозащитниками, экспертами, деятелями культуры. На протяжении первого полугодия многие обвинительные приговоры, вынесенные по этой статье относительно и репостов в интернете были пересмотрены, и граждане, получившие тюремные сроки, были выпущены на свободу. Особое внимание мы предлагаем уделить интернету, социальным сетям, привлекать сетевых активистов, журналистов, блогеров, лидеров общественного мнения к проектам, связанным с противодействием экстремизму и ксенофобии, а также активнее подключать представителей научно-экспертного сообщества к проектам, которые связаны с предотвращением рисков, миротворческой, медиаторской деятельностью".
Член президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько выразил мнение, что национализм как универсальная идеология может сочетаться с любыми социальными протестами: "С протестами, связанными с экологией, с ухудшением социального положения граждан, с какой-нибудь военной кампанией, религиозными ожиданиями или религиозными убеждениями. Здесь могут подключаться люди, которые относятся к тем деструктивным культам и сектам, которые на территории нашей страны запрещены. Все это может создать определенную протестную базу, которая способна нарушить целостность нашей страны. Для каждого из сегментов этой базы будет своя определенная ксенофобия, своя определенная идеология, которая будет предусматривать деление на своих и на чужих".
По словам эксперта, многие проблемы еще только просматриваются, поскольку требуют длительного периода для своего развития: "То, что мы видим на Украине с 2014 года, было заложено в украинский проект изначально. В советское время этот конфликт был нивелирован мощью советского государства, мощью руководящей Коммунистической партии, отсутствием границ, которые сейчас стали государственными. Но в 1991 году, когда было принято решение о создании независимого государства, когда фактически все элиты ориентировались на создание унитарного государства, где существует титульный этнос и все остальные, которые должны ассимилироваться или подчиняться этой идеологии. Конфликт, который мы видим на Донбассе и который был предотвращен в Крыму, был заранее предопределен. Поэтому первоочередная задача интеллектуалов, ученых, социологов и журналистов - заметить, промониторить, описать и предупредить общество о возможных зонах конфликта".