Любые выборы в демократической стране сопровождаются дискуссиями на болезненные темы, вызывающие большой общественный интерес. Одной из таких тем в преддверии президентских выборов в Грузии стало строительство на реке Ингури второй гигантской гидроэлектростанции.
Первая ИнгуриГЭС построена еще в 1980-х и до сих пор незаменима для грузинской энергетики. По мнению специалистов, если бы не эта гидроэлектростанция, Грузии никогда бы не удалось выкарабкаться из энергетического кризиса 1990-х. Ингури ГЭС была одной из крупнейших гидроэнергетических объектов в СССР даже с учетом обилия гигантских ГЭС на великих реках России и Украины.
Но потребность в энергии возрастала, и еще в советской Грузии родилась идея построить на Ингури, около поселка Худони (несколько выше по реке), вторую гигантскую ГЭС. Однако в то время в Грузии уже заканчивалась коммунистическая эпоха, выходили не сцену различные неформальные организации националистического толка, в том числе «зеленые». Они проводили митинги под лозунгом: «Не дадим превратить Ингури в болото!» и обвиняли власти в пренебрежительном отношении к экологии уникального региона Грузии – горной Сванетии. Вскоре, все разговоры о строительстве второй ГЭС прекратились- Москва отказалась выделить средства, и Грузия с обретением независимости окунулась в мрачный энергетический кризис 1990-х, когда электричество в Тбилиси подавалось в течение шести часов в сутки. По утверждению энергетиков, если бы тогда у страны было дополнительно 700 мегаватт (такова проектная мощность планируемой ГЭС) целое поколение детей не выросло бы при свечах под страхом неожиданного погружения во мрак.
Лишь несколько лет назад, благодаря импорту электроэнергии из РФ и Азербайджана, а также наращиванию мощностей тбилисский теплоэлектростанции, ситуацию с электроснабжением населения удалось исправить. Но экономисты с цифрами в руках доказывают, что если Грузия хочет развивать экономику, новые мощности (причем независимые от импорта) ей жизненно необходимы. Так и появилась идея реанимировать проект ХудониГЭС. Скоро нашелся и инвестор – компания Trans Electrica Limited, финансируемая индийским банком. Прибыльность проекта, как и энергетическая польза для Грузии сомнений не вызывает. Но проблема в том, что возведение огромной плотины приведет к затоплению исторического сванского села Хаиши с древним храмом и могилами. Экологи указывают и на угрозу флоре и фауне Ингурского бассейна в результате строительства второй гигантской ГЭС.
С «зелеными», правительство Иванишвили еще могло бы договориться. Во всяком случае, они вряд ли способны помешать строительным работам. Гораздо сложнее решить вопрос со сванским населением. Сваны – народ гордый и даже своенравный, истинные кавказские горцы. Поэтому ляп представителя компании-инвестора о готовности «построить неподалеку новое Хаиши, переместить туда церковь и даже перенести могилы вызвал их возмущение. Хаишцы пришли к древнему святилищу и поклялись на иконе божьей матери, что лягут костьми, но строительства ХудониГЭС не допустят.
Эта страшная клятва завела процесс в беспросветный тупик. С одной стороны, хаишцы не могут отказаться от клятвы, и переселять их возможно только с боями. Намеки министра энергетики, бывшего футболиста «Милана» Кахи Каладзе на «щедрое вознаграждение» лишь усиливают возмущение жителей села. По крайней мере, тех, кто «поклялся на иконе», а значит, исключил возможность любого компромисса.
Правительство Иванишвили оказалось перед неприятным выбором: либо нарушить обязательство перед инвестором, уже истратившим десятки миллионов долларов на проектирование и подготовительные работы (общий объем планируемых инвестиций достигает 600 млн дол.), либо противопоставить себе не только население Нижней Сванетии, интересы которой затрагиваются строительством гигантской ГЭС, но и всю влиятельную и пассинарную этнографическую группу сванов, живущих по всей стране.
Причем у проблемы есть еще один важный аспект: Ингури – пограничная река между Грузией и Абхазией. ИнгуриГЭС все годы после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, фактически находилась в совместном пользовании. Плотина расположена на территории, контролируемой Грузией, а сама электростанция – в Гальском районе Абхазии. Сотрудничество грузинских и абхазских энергетиков не прерывалось даже в момент обострения в 2008 году. Но строительство новой гигантской ГЭС без консультаций и предварительных договоренностей с абхазской стороной, таит риски, и ответить на эти вызовы грузинским властям придется еще до начала строительства, даже если удастся решить все другие проблемы «проекта века».