В скором будущем в Армении может разразиться энергетический кризис: Евросоюз потребовал взамен на сотрудничество в обязательном порядке закрыть Армянскую АЭС в Мецаморе. Это требование уже стало предметом серьезных публичных дебатов, участники которых разделились на два противоборствующих лагеря. "На сегодняшний день в Армении нет альтернативных источников, способных обеспечить ту треть потребностей страны в электроэнергии, которую выдает Армянская АЭС, и ее закрытие приведет к ослаблению позиций Армении в регионе", - утверждают армянские экономисты, обсуждая опубликованное "Всеобъемлющее и расширенное партнерское соглашение", которое собираются подписать Армения и Евросоюз. В то же время наиболее оптимистично настроенные армянские аналитики уверены, что соглашение Армения-ЕС будет иметь для армянской атомной электростанции абсолютно обратный эффект.
Так, публицист Арам Аматуни в своей аналитической публикации в интернет-издании 1in.am уверяет, что рамочное соглашение абсолютно не предполагает закрытия Армянской АЭС, а опасения в этом носят манипуляционный характер и являются целью антиевроинтеграционной пропаганды. Мол, европейские коллеги прекрасно осознают, что АЭС является объектом стратегического значения, и кроме экономической, энергетической миссии имеет военно-политическое значение, благодаря чему между Арменией и ЕС достигнут неписанный консенсус в виде определенной формулы – армянская сторона выведет из эксплуатации атомную станцию только после строительства равнозначных энергомощностей. "Этот консенсус между Арменией и ЕС существует уже много лет, и при этих условиях срок эксплуатации ААЭС уже один раз продлевался, а, так сказать, требование Евросоюза относительно закрытия атомной станции – вовсе не то, что отражается в рамочном соглашении. Это требование существует давно и давно же существует упомянутый выше консенсус между Евросоюзом и Арменией", - уверяет Аматуни.
Эксперт соглашается с тем, что требования с призывами о закрытии Армянской АЭС, которые периодически звучат со стороны Турции и Азербайджана, вполне обоснованны, однако уверен, что когда дело касается отношений Армения-ЕС, то положение о закрытии атомной станции имеет больше декларативный характер и обусловлено исключительно стандартами, которые есть в европейской энергетической политике. Эти стандарты приводят к необходимости выведения Армянской АЭС из эксплуатации, потому что она не отвечает высоким современным требованиям европейской энергетической политики.
С другой стороны, армянская атомная станция соответствует минимальным требованиям безопасности подобных структур и абсолютно не представляет опасности с точки зрения эксплуатации. Пессимисты рассуждают иначе: как пишет на страницах того же интернет-издания 1in.am публицист Даниель Иоаннисян, "Очевидно, что любая АЭС не может действовать вечно, и уже давно известно, что деятельность АЭС "Мецамор" будет приостановлена в 2026 году".
Свое заявление он подтверждает вескими аргументами: "Хотя реактор Армянской АЭС был спроектирован в конце 1960-х и 1970-х годов и не имеет конкретного срока годности, в Мецаморе установлена старейшая версия этой серии - сейсмостойкая модификация ВВЭР-440/230, тогда как более современные аналогичные энергоблоки были установлены также на атомных электростанциях в Нововоронеже (РФ), Кольске (РФ), Козлодуе (Болгария), Грайфсвальде (Германия) и Богунице (Словакия).
Германия вывела ВВЭР-440/230 из эксплуатации в 1990 году, Болгария сделала это в 2006 году, а Словакия в 2008-ом. В России два энергоблока ВВЭР-440/230 Нововоронежской атомной электростанции были выведены из эксплуатации в 2016 году, следующий будет выведен в 2017 году, а работа двух энергоблоков этой модели на Кольской электростанции будет приостановлена в 2018 и 2019 годах", - рассуждает Иоаннисян. Очевидно, что через два года Армянская АЭС остается единственной атомной электростанцией, где все еще будет эксплуатироваться энергоблок ВВЭР-440/230. Ни один механизм не может действовать вечно. Если речь идет об атомной электростанции, ее неисправность может подвергнуть опасности жизнь и здоровье миллионов людей и привести к опустошению почти всей территории Армении, и для ее эксплуатации такого реактора нужна 100% уверенность, что он выдержит эти условия. Даже малая доля сомнений или недостаток уверенности является основанием для приостановления деятельности атомной электростанции. Сегодня нет какого-либо исследования, которое ответило бы, может ли Мецаморская атомная электростанция действовать после 2026 года, но учитывая, что энергоблоки этого поколения уже полностью выводятся из эксплуатации, можно предположить, что срок его безопасной эксплуатации подходит к концу.
А вот что касается энергетического кризиса, его, похоже, не избежать: Армянская АЭС сейчас поставляет сетям около 1/3 части потребляемой в Армении электроэнергии по цене в почти 3-4 раза дешевле теплоэлектростанций. Если атомная электростанция будет заменена электростанциями, работающими на энергии ветра, солнечной энергии либо природном газе, себестоимость одного киловатта электроэнергии в Армении увеличится примерно на 10 драмов. Одновременно, однако, строительство новой атомной электростанции также дорогостоящее – оно оценивается в сумму около $5 млрд, и помимо того, что такие средства для страны на сегодняшний день просто неподъемны, внесение цены строительства в стоимость электроэнергии также приведет к повышению тарифа. Иными словами, неизбежное закрытие Армянской АЭС в Мецаморе в случае любого сценария приведет к повышению тарифа на электроэнергию с вытекающими из этого последствиями. Власти Армении всеми способами постараются отдалить эту перспективу, однако этого нельзя делать за счет безопасности, - уверены армянские экономисты.
Но каковы же реалии? Российские атомщики заверяют, что Армянская АЭС сможет проработать еще как минимум на 25 лет: все зависит от основного оборудования, которое подлежит замене, - считает главный специалист Управления по разработке ядерного топлива и инженерным сервисам Топливной компании Росатома "ТВЭЛ" Владимир Филиппов. "Продление может проходить по-разному, и 10 лет - это далеко не предел. Подход к продлению всегда индивидуальный, для каждой станции проводятся определенные изыскания. Но на сегодняшний день имеется опыт продления срока службы станции с аналогичным блоком на 25 лет", - сказал Филиппов. На станции с момента ее постройки есть так называемые "образцы-свидетели". Специалист извлекает образец-свидетель, подвергает его исследованию – насколько хрупким стал материал, какие физические изменения произошли в нем из-за поглощенного флюенса, и если позволяют их параметры, продление осуществляется при условии обеспечения полной безопасности. "На основании этих исследований делается заключение, насколько можно продлевать работу станции. Только при подтверждении того, что материал сохраняет свойства, требуемые для эксплуатации, принимается решение о продлении срока службы", - сказал Филиппов, отметив, что неважно, на сколько лет и о какой станции идет речь, подход к обоснованию один и тот же. В отличие от запуска новой станции, это намного дешевле и легче, - добавил специалист.