В Дагестане, самой крупной и многонациональной республике Северного Кавказа, продолжается конкуренция между правящими этнополитическими кланами. Подводя итог прошлого года, можно констатировать ослабление позиций самых влиятельных политических альянсов. Ключевыми игроками этих альянсов были экс-мэр Махачкалы Саид Амиров, подозреваемый в тяжких преступлениях и находящийся в тюрьме, руководитель Дагестанского отделения Пенсионного фонда Сагид Муртазалиев, экс-президент Магомедсалам Магомедов, погибший в автокатастрофе вице-премьер правительства Гаджи Махачев, а также заключенный под стражу по подозрению в особо крупном мошенничестве, бывший вице-премьер правительства Магомедгусейн Насрутдинов.
Тем не менее группы, которые были сильны при Магомедове, стремятся вернуть влияние, а те, кто раньше был в оппозиции, намерены закрепиться в госорганах и претендовать на освободившиеся ниши в экономике.
В борьбу за главные активы экономики - Махачкалинский морской порт, Махачкалинский аэропорт, Кизлярский коньячный завод - вовлекаются и крупные бизнесмены-выходцы из Дагестана, в частности сенатор от Дагестана Сулейман Керимов и руководитель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Ранее там были представлены интересы экс-руководителя Курортов Северного Кавказа Ахмеда Билалова, который сейчас объявлен в розыск, бывшего депутата Госдумы от Дагестана Ризвана Исаева. Расширяется влияние московского бизнесмена Омара Муртазалиева и депутата Госдумы Мамеда Абасова.
В чем же выражается борьба за власть?
8 сентября прошлого года главой Дагестана был избран Рамазан Абдулатипов. Срок его полномочий истекает через пять лет, и обсуждение кандидатов на главное кресло в республике сейчас, казалось бы, бессмысленно. Но, видимо, так считают не все. Уже в декабре СМИ начали составлять рейтинги возможных кандидатов на пост главы Дагестана, а самого Абдулатипова критиковать - якобы за трудоустройство родственников, мол, вместо формирования команды глава Дагестана создает собственный клан.
Понятно когда рейтинги кандидатов составляются незадолго до выборов. Но какая надобность в этих рейтингах сразу после избрания? Когда рейтинги кандидатов составлялись после избрания Магомедова, в его досрочную отставку мало кто верил. Но СМИ актуализируют вопрос, останется ли до конца срока действующий глава республики, и кто возглавит республику после его ухода. И такие разговоры становятся одним из факторов нестабильности в республике. Возможно, это связано с багажом неопределенности, который Дагестан нес десятилетиями. Неопределенность в конце 1990-х была связана с ожиданиями ухода Магомедали Магомедова, и незнанием, кто его сменит. Задолго до истечения сроков полномочий трех глав, - Магомедали Магомедова, Муху Алиева, Магомедсалама Магомедова – обсуждалось, кто возглавит республику после них...
Продолжение следует