Ассоциация туроператоров России объявила о прекращении продажи туров в охваченный беспорядками Египет, где сейчас уже находится около 50 тысяч россиян. Беспокоит ситуация в Северной Африке и Вашингтон - сенатор-республиканец Джон Маккейн уже потребовал прекращения экономической и военной помощи Египту. Отношения с Каиром в свете продолжающегося в Египте кровопролития может пересмотреть и Евросоюз.
Между тем, при оценке действий противостоящих в Египте сторон российские эксперты предлагают смотреть глубже. «За длительный период социально-политического и экономического развития Египта третий раз резко и драматически «Братья-мусульмане» выходят на авансцену, - говорит советник заместителя председателя Совфеда Андрей Бакланов. - Эта организация появляется всегда, когда в стране кризис власти. В каждой политической организации есть стремление приблизиться к рычагам государственной власти. Для руководства «Братьев-мусульман» это носит обостренный характер. Первый раз они очень деятельно этим занимались, когда монархический режим близился к крушению, затем военные взяли власть, и начался период взаимного маневрирования с Насером. Второй раз – когда насеровский режим начал рассыпаться, и Садат и его группа укрепились у власти. И сейчас – третий раз, после того, как зашел в тупик сравнительно неплохо развивавшийся мубараковский режим, он тоже начал рассыпаться, и снова – активизация «Братьев-мусульман». У них был шанс, и этот шанс они не использовали. Социально-экономическое видение не дало никаких рецептов выхода из многолетнего экономического застоя».
По мнению Бакланова, «внутри организации всегда существовало две группы. Одна из этих групп – это профессионально подготовленные люди, это было обусловлено тем, что «Братья-мусульмане» вели очень интенсивную пропаганду среди этих профессиональных групп. В Александрии, прямо напротив нашего генерального консульства, есть клуб инженеров. Все всегда знали, что это один из источников опасности, исходящей от «Братьев-мусульман», они там ведут свою деятельность. Но я многих знал тех, кто приходил в этот клуб. Много было очень представителей творческой, технической интеллигенции, толковых людей. Таких людей среди тех, кто поддерживал концепции «Братьев-мусульман», было немало. Интересно другое: ни разу этим интеллигентам, этим технически и экономически развитым людям, не удавалось прийти к рычагам власти внутри «Братьев-мусульман». Каждый раз, в особенности – когда пахло уже приближающейся властью, всегда захватывали лидирующие позиции «профессиональные политики» - люди, которые любят поговорить, любят про демократию, про религию.
С приходом к власти, первый год, единственная организация, которую Насер не запретил, были «Братья-мусульмане». Он несколько раз их принимал, встречался, и каждый раз он приходил все к более печальным выводам по поводу того, удастся ли с ними сотрудничать. А потом пошли драматические события, они подготовили против него заговор с целью убить, после этого их запретили, повесили кого-то из этих людей. В итоге они ушли в тень, но когда история предоставила «Братьям-мусульманам» шанс поруководить страной, тот контингент лиц, который представлял президент и его ближайшее окружение, они были не готовы для того, чтобы заниматься технологическими, экономическими вопросами управления страной и выхода из кризиса. Все это дало вот такой печальный результат».
По словам исламоведа Александра Игнатенко, «на днях премьер-министр Египта предложил квалифицировать “Братьев-мусульман” как террористическую организацию и запретить, т.е. вывести ее с поля политического действия в качестве важного деятеля. Юридически этот процесс не оформлен, но и в Каире, и в провинции происходят аресты руководителей “Братьев-мусульман” высшего и среднего звена, и происходят бои подобные тем, которые происходили в Каире у мечети Аль-Фатх.
В эти дни “Братья-мусульмане” и блокирующиеся с ними исламистские, экстремистские и террористические группировки по сути дела уже развернули террористическую кампанию, гражданскую войну.
29 июня 2012 года за день до того, как Высший военный совет формально передал власть Мухаммеду Мурси в качестве избранного президента, он выступил перед своими соратниками. Это был большой митинг на площади Тахрир. Там он сказал о том, что одну из своих главных задач он видит в том, чтобы освободить из американской тюрьмы Омара Абдель Рахмана. Это человек, который явился вдохновителем и организатором террористического акта в Нью-Йорке против Всемирного торгового центра. Потому что его продвинули на президентский пост не только “Братья-мусульмане”, но и всякого рода исламисткие и террористические группировки.
В Египте формировалась специфическая политическая система, которую кто-то мог бы даже назвать экстремистско-террористической. Мурси, став президентом, объявил амнистию для всех людей, которые проходили по делам, связанным с терроризмом. И таких людей набралось 12 тысяч. При этом на территорию Египта, в Александрию, не только на Синайский полуострове, проникали группировки, тесно связанные с Аль-Каидой, по сути, являющиеся филиалами Аль-Каиды. На территории Египта накануне революции 30 июня находилось 6 миллионов единиц нелегального оружия».