С 30 сентября по 4 октября в Страсбурге проходила осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Главными темами ассамблеи стали защита жертв терроризма и информаторов, доклады о климатических беженцах и трудовой миграции. Одним из запоминающихся моментов сессии было выступление президента Франции Эммануэля Макрона, который заметил, что рад возвращению России в ПАСЕ.
Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин, впервые побывавший на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, рассказал, что думал так: "В ПАСЕ должны собираться люди, которые призывая всех и вся к равным правам и возможностям, сами должны этому принципу следовать". Однако таких людей в Страсбурге Кожин увидел мало. "Большое количество членов ПАСЕ, депутатов разных стран, призывая нас быть очень демократичными, не изжили стереотипы холодной войны. Они призывают к диалогу, но повторяют одни те же тезисы о том, что Россия виновата во всем. Они абсолютно не слышат простых, ясных доводов, когда коллеги им их доносят", - посетовал Кожин.
При этом он также увидел людей, которые "готовы слушать, готовы совместно работать". "Мне очень понравилась речь президента Франции Эммануэля Макрона, который несколько раз подчеркивал, что ПАСЕ и Европа без России - не Европа и не ПАСЕ. Хотя, конечно, он не мог не сделать каких-то реверансов в сторону наших оппонентов, заявив, что у них к России много вопросов и они будут их задавать. Это нормально. Мы и вернулись в ПАСЕ, чтобы слушать эти вопросы и отвечать на них, но самое главное – мы хотим быть услышанными. А вот с этим проблема. Однако я уверен, что у нас есть перспективы в ПАСЕ, надо просто плотнее работать, входить в работу комитетов, органы управления этой организацией. Без этого будет сложно достучаться до коллег", - заявил Владимир Кожин.
Между тем, первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников заявил, что по сравнению с апрелем 2014 года у него остались другие впечатления от работы сессии: "Ненависть, неприятие, которые были на той сессии, контрастирует сегодняшним днем. Отношение [к российской делегации] с 2014 года сильно изменилось. В Ассамблее более четырехсот депутатов. Против того, чтобы вернуть Россию в ПАСЕ проголосовало, если не ошибаюсь, 72 человека - стойкие противники России в любой ситуации. Зато более трехсот человек, с разной долей согласия нас поддерживают. Нельзя сказать, что это наши друзья, ожидать от них особой любви не приходиться, но это по крайней мере те люди, которые готовы к конструктивному диалогу".
По мнению Сергея Калашникова, ПАСЕ изменилась за последние пять лет: "Людей, нацеленных на конструктивный диалог, стало больше. Ну вот я приведу только один пример. До 2014 года мы практически не могли добиться того, чтобы представители российской делегации были докладчиками по тем или иным вопросам. Это очень длинная процедура, и нас, как правило, подавляли. Могу вспомнить лишь двух-трех докладчиков. А сейчас, например [первый заместитель председателя комитета Совета федерации по социальной политике ] Игорь Николаевич Каграманян назначен докладчиком по крайне актуальной теме вакцинации. Это свидетельствует о том, что члены ПАСЕ нацелены на рабочий диалог. Целый ряд поправок, которые предлагала наша делегация, был воспринят положительно, хотя ранее поправки чисто из политических соображений отвергались. Это тоже, на мой взгляд, очень показательно".