В этом году в России и в мире отмечают 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Важность этого исторического события с каждым годом только возрастает. Память народов бывшего СССР о той войне подкрепляется общими ценностями. День Победы, добытой единством, - возможность отдать дань уважения всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. О людях, приведших страну к Победе, вспоминает "Вестник Кавказа".
Он прошел всю войну и погиб в возрасте 35 лет. Его называли танковым Суворовым, за способность побеждать не числом, а умением, неся при этом минимальные потери. О его храбрости ходили легенды. Он не раз выводил танки из окружения, был ранен, контужен, горел в танке, но оставался в строю и вел бойцов за собой. "Я всегда отдаю предпочтение не лобовой атаке, сколь бы заманчивой она ни была, а удару по флангам противника. Бить немцев с флангов – мое основное правило в бою", - говорил Ази Асланов.
Будущий дважды Герой Светского Союза родился зимой 1910 года в древнем азербайджанском городе Ленкорань, на побережье Каспийского моря, недалеко от границы с Ираном. В 13 лет, потеряв отца, чтобы прокормить большую семью, пошел чернорабочим на кирпичный завод. Там заметили энергичного паренька и уже через год направили в Баку, в Закавказскую военно-подготовительную школу, а оттуда – в Ленинградскую кавалерийскую школу (бывшее Николаевское кавалерийское училище).
Проучившись пять лет, Асланов отправился командовать взводом кавалерийского полка Третьей Бессарабской кавалерийской дивизии имени Котовского, дислоцированной в украинском Бердичеве, а оттуда - на курсы усовершенствования командного состава, где готовили танкистов.
В Советском Союзе готовились к войне машин, и потихоньку пересаживали бойцов с лошадей на современную для того времени технику.
С 1933 года Асланов служит в отдельной танковой роте недалеко от тогдашней советско-польской границы, откуда постепенно поднимается по военной иерархической лестнице. Первая его большая война – Советско-финская. СССР тогда пытался обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы перед Второй мировой войной. Асланов сражался на Карельском перешейке, прорывал линию Маннергейма.
Великую Отечественную войну он встретил уже в звании майора одним из первых на западных границах. В августе 1941 года его танковая дивизия вышла из окружения, при обороне Киева майор лично водил батальон в атаку, был дважды ранен. Но уже зимой Асланов бьется за Москву на Волоколамском направлении. Во время одного из сражений он садится за рычаги танка и выводит из окружения танки и автомашины с бесценными боеприпасами. За этот подвиг он получает звание подполковника и отправляется драться за Крым.
В боях под Керчью, потеряв все танки, он ходил в атаку на обшитом стальными листами тракторе, распугивая противника.
Летом 1942 года танковый корпус генерала Виттерсгейма начал операцию "Прыжок пантеры", чтобы захватить переправы через Дон и обеспечить себе прорыв к Сталинграду. Этот бой обошелся подполковнику Асланову в 57 танков, но немцы были отброшены от переправы. Кроме того, в руках бойцов оказался портфель из разбитого немецкого автомобиля с планом операции "Прыжок пантеры". Документы доставили в штаб Сталинградского фронта, и "Прыжок пантеры" так и не состоялся.
Поздней осенью 1942 полк Асланова прорвался к железной дороге Сталинград–Сальск, перерезал ее, соединился с войсками Юго-Западного фронта и замкнул кольцо окружения. В "Сталинградский котел" попало 300 тысяч солдат и офицеров вермахта. Они предприняли несколько попыток прорыва окружения. Наиболее мощной была операция группы немецких войск "Дон", рвавшейся на выручку окруженным под Сталинградом немцам. Но у хутора Верхнекумский их встретил танковый полк Асланова.
Из-за плохого обзора из Т-34 Асланов бывало воевал с открытым люком. Это давало не только возможность ему видеть противника, но и его солдатам – видеть командира.
Воодушевленные видом Асланова на башне танка, они не теряли уверенности даже в самые сложные минуты. А таких минут было немало, в том числе и для самого командира.
Когда его танк был подбит, подполковник, выбравшись из люка, схватил автомат и пошел в атаку с пехотинцами подполковника Михаила Диасамидзе. За разгром группы армий "Дон" Асланову "дали полковника", а также вместе с Диасамидзе удостоили звания Героя Советского Союза.
"Тому как увязывать танковые операции с действиями пехоты и артиллерии нужно учиться у части гвардии полковника А.Асланова. Пусть боевое умение танкистов Героя Советского Союза А.Асланова будет образцом для всех наших подразделений", - писали тогда советские газеты.
Сталинградская битва считается переломным сражением всей Второй мировой. После Сталинграда танки подполковника Асланова двинулись на Запад, в начале 1943 года бились за Ростов, участвовали в прорыве "Миус-фронта" - оборонительного рубежа вермахта, который советские войска пытались прорвать с декабря 1941 года. Но это удалось лишь в августе 1943 года в ходе Донбасской наступательной операции. За ту операцию Асланов был награжден орденом Александра Невского.
В ходе боев на Левобережной Украине Асланов был контужен, но продолжал командовать соединением, форсировав Днепр.
Весной 1944 года он получил звание генерал-майора танковых войск, и отправился бить фашистов в ходе наступления войск Третьего Белорусского фронта.
"Узе будем брать Плещеницы", - сказал Асланов своим бойцам. Это его мягкое "узе" с южным выговором вместо "уже" очень забавляло бойцов, и он, чтобы поднять их боевой дух всегда, лукаво улыбаясь, произносил "узе".
При переправе через Березину мост не выдержал тяжести танков и рухнул.
Тогда Асланов переехал затонувшие танки на автомобиле с батальоном автоматчиков и, прихватив еще полсотни партизан, взял Плещеницы, за что и был вторично представлен к званию Героя Советского Союза.
Стремительные броски бригады Асланова сопровождались постоянно звучащим в эфире знаменитым "узе пора брать Вилейку!", "узе пора брать Сморгонь!", "узе давай вперед!". Так его и называли – Генерал Вперед.
Летом 1944 года всего за месяц боев по освобождению Белоруссии 35-я гвардейская танковая бригада уничтожила 45 танков, 131 орудие, 12 минометных батарей, 193 автомашины, 40 самолетов, 15 железнодорожных составов и до 2600 солдат и офицеров вермахта и ворвалась в Вильнюс, а осенью прорывала оборону противника в районе Рижского залива.
24 января 1945 года в районе латвийского города Приекуле Асланов снова бился с открытым люком. Там его и настигла вражеская пуля. Говорят, его последними словами были: "Танки должны идти вперед. Только к полной победе". Он погиб за три месяца до Победы...