Продолжение. Начало см. Армения: предвыборный расклад -1
Розыгрыш мало кому понятного спектакля внутривластного противостояния между Партией «Процветающая Армения» (ППА) и республиканской партией Армении (РПА) стал императивом. РПА, где вокруг Сержа Саргсяна собрались люди, контролирующие основную часть армянской экономики, смахивает на компартию СССР со всеми вытекающими из этого последствиями. Сложнее обстоят дела с партией Царукяна, созданной в 2006 году по инициативе тогдашнего президента Кочаряна в качестве противовеса Сержу Саргсяну, с целью сохранения власти хотя бы на уровне парламента. Однако 12 мая 2007 года, в день парламентских выборов в Армении, люди, занимавшие высокие посты и являющиеся тем самым пресловутым административным ресурсом, повинуясь инстинкту самосохранения, в течение всего одного дня переметнулись на сторону республиканцев. Как результат ППА заняла в парламенте всего лишь второе место, на первом же прочно обосновались республиканцы. Ситуация не изменилась и сегодня, свидетельством чего стало нарастание градуса напряжения в игре между РПА и ППА, в которой на кону стоит финансовое благополучие кучки людей, в чьих руках, по некоторым данным, сосредоточено более 80% национального достояния Армении. В этой игре ППА якобы требует основные рычаги исполнительной власти, в первую очередь, пост премьера и несколько министерских портфелей, в качестве платы за поддержку Саргсяна на президентских выборах. Республиканцы же вроде бы отказались выполнить это требование, опасаясь потери политического влияния вследствие фактического возвращения во власть Кочаряна.
Существует еще одна версия сути борьбы властей против единственной армянской партии, заявившей о необходимости членства Армении в Евразийском союзе в лице ППА.
Понимая, что открытая борьба с пророссийской ППА вызовет негативную реакцию Москвы, определенные силы в Армении, с активным участием посольства США, внедрили Осканяна в ППА и объявили войну против него и всей партии. Царукяна долго и нудно убеждали в том, что в стремительно глобализирующемся мире быть привязанным только к России чревато, а потому необходимо диверсифицировать геополитические симпатии, включив в партийный список хотя бы двух-трех прозападных деятелей. После чего вторым номером партийного списка ППА стал человек, по сути, представляющий интересы американских мормонов и одного из радикальных крыльев республиканцев в лице неоконсерваторов. Как бы там ни было, эта операция, по мнению ряда наблюдателей в Ереване, является типично американским сценарием, направленным на то, чтобы убедить другие центры силы в безальтернативности кандидатуры Саргсяна.
В реальности основная борьба за пост президента развернется не между кандидатом власти и кандидатом от оппозиции, а между двумя кандидатами власти. Таковыми выступят Саргсян и доселе неизвестный кандидат от ППА. Соответственно, развитие всех дальнейших процессов будет зависеть от того, как они договорится между собой. В этих процессах чрезвычайно велика роль внешних игроков, которая последовательно и неумолимо увеличивается от выборов к выборам. Дело доходит до того, что ответ на вопрос кого выдвинет ППА в феврале 2013 года и выдвинет ли вообще, следует искать не в этой партии, и даже не в Армении. В результате игры между республиканцами и “процветающими” сильно заинтересованы россияне и американцы. Но в обеих партиях вряд ли наберется более двух десятков человек, способных обосновать свою пророссийскость или прозападность идеологически. Впрочем, в условиях, когда все партии постсоветской Армении напоминают восточный базар, это удивления не вызывает. В таких условиях глубокомысленные рассуждения российских или западных коллег о геополитических пристрастиях, идеологических предпочтениях РПА или ППА давно стали предметом насмешек у местных экспертов и политологов. Единственной идеологией и движущей силой, подвигающей все политические силы Армении на соперничество, остается желание одних обосноваться и других удержаться у властной кормушки.
С первого же дня прихода к власти президенту Саргсяну успешно удавалось поддерживать образ пророссийского политика, затеявшего «евроремонт» Армении и лояльно настроенного в отношении США. И в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Москве до сегодняшнего дня продолжают притворяться, что верят в возможность Еревана усидеть на двух стульях. Отсутствие идеологии, исходящей из национальных интересов, всегда было на руку любой стране, имеющей имперские амбиции. На этом фоне президент Армении успешно выполнил свою миссию в инициированном Штатами изначально и обреченным на провал армяно-турецком процессе. Саргсяновская Армения участвует во всех евроинтеграционных программах ЕС, наращивает с Европой товарооборот. При этом, главным фактором, определяющим заинтересованность Еревана в Москве и наоборот, остается безальтернативность системы безопасности. Она заставляет власти Армении выражать лояльность Москве, поскольку даже легитимная на 100% власть никогда не сделает ни одного шага противоречащего этой системе, что прекрасно понимают в России. И именно в силу совокупности всех вышеперечисленных факторов пророссийский, поддерживающий евроинтеграцию и отправляющий армянских военнослужащих в Косово, Ирак и Афганистан Саргсян и сегодня продолжает оставаться наиболее приемлемым кандидатом в президенты как для Брюсселя и Вашингтона, так и для Москвы.