С развитием высоких технологий сближаются даже географически отдаленные народы. И все же лучшим способом узнать друг друга по-прежнему остается личное общение. Именно таким образом открыл для себя, а значит, и для остального мира, вначале Кавказ, а затем и нашу страну профессор Принстонского университета Майкл Рейнольдс. Как это произошло? Какими видятся Азербайджан и его народ историку из США? Об этом и многом другом он рассказал "Азербайджанским известиям".
- Как возник ваш интерес к Кавказу и Азербайджану в частности?
- Я был студентом Гарвардского университета, будущим политологом, и как многие в то время, а это был самый конец 80-х, интересовался Россией, очень хотел изучить русский язык. Поехал в Москву, занимался в институте стали и сплавов только потому, что там была кафедра русского языка для иностранцев. И еще у меня было спортивное увлечение - тяжелая атлетика, которая в США была совершенно непопулярна, а Советский Союз занимал лидирующие места в этом виде спорта. С этого все и началось. В спортзале ЦСКА познакомился с тренером Овсатом, он оказался азербайджанцем из Дербента. Мы с ним подружились, через год я вернулся в Москву, и наши отношения с Овсатом продолжились. К тому же среди штангистов было много азербайджанцев и других кавказцев. Они заметно отличались от русских, которых я уже знал. И хоть это была и Россия, но пришло понимание, что это совсем другая интересная культура, захотелось узнать о ней более подробно. Я съездил в Дербент. Мне там все очень понравилось - и люди, и история, к которой я испытывал огромный интерес и в которой видел первопричины современных политических процессов. Так зародилось увлечение Востоком, особенно его тюркской составляющей, - сначала азербайджанцами Дагестана, затем Турцией, а потом и вашей страной.
- Чем вы стали заниматься, закончив Гарвард?
- Юриспруденцией. У меня, можно сказать, вся семья юристы, а эта специальность, как вы, наверное, знаете, весьма прибыльна в Америке. К тому же не секрет, что мы, американцы, - практичный народ. И вот я решил, что поеду в Москву, поработаю в американской юридической фирме, заработаю кучу денег и тогда займусь изучением того, что меня в то время интересовало больше всего, - Первой мировой войной, крушением империй - Османской и Российской. Стал читать исторические книги, изучать языки. Понял, что заниматься всем этим, став старше, будет трудно, и через два года бросил юридическую практику. На окольный путь к любимому делу меня не хватило. Решил, что надо прямо сейчас. Поступил в аспирантуру сначала в Колумбийский, а затем в Принстонский университет на факультет востоковедения.
- Почему именно Турция из всего Кавказа?
- Я исходил из того, что хотя Турция и является малоизученным американскими историками регионом, но, к сожалению, Кавказский регион еще менее известен, и с этим мне надо было считаться. В Принстоне я начал работать с одним из самых известных на Западе специалистов по младотуркам Мамедом Шукюрхан оглу, который сейчас заведует нашей кафедрой, - он поддержал мой интерес к Турции. Его дед был кумыком, офицером царской армии, переехавшим после Октябрьской революции из России в Турцию. Я вначале не знал, о чем будет моя диссертация, но очень хотел, чтобы эта научная работа была связана и с Октябрем в России, и с падением Османской империи. Мне представлялось это очень интересным с точки зрения науки.
Период Первой мировой войны в этом регионе был настолько плохо исследован, что некоторые ученые приравнивали младотурок к нацистам (!!!). На мой взгляд, это полное незнание истории: младотурки не могли думать, как нацисты, о создании новой империи. Османская империя распадалась, надо было что-то делать, чтобы сохранить Турцию. Потом, лучше узнав историю взаимоотношений разных этносов здесь, основательно изучив происходящее в Турции в Первую мировую, я разобрался, откуда эта ложь про младотурок. Безусловно, речь идет об армянском влиянии в этой истории.
Я поехал в Стамбул работать в архивах. Два года изучал здесь документы периода Первой мировой войны, затем полгода работал в Анкаре в архиве Генерального штаба, нашел там потрясающие документы, касающиеся изучаемого мной периода. Собирался колоссальный материал для диссертации. Нужны были российские источники, и я поехал в Москву, где мне удалось поработать в еще одном замечательном хранилище исторических сведений - архиве внешней политики Российской империи и в других более известных архивах. Десять лет назад я защитил диссертацию, которая затем вылилась в монографию под названием "Разрушающиеся империи: "Оттомано-российская борьба за Анатолию и Кавказ, 1908-1918". Слово "разрушающиеся" построено на игре слов - "разрушающиеся" и "рушащие". То есть речь идет об империях, которые сами разрушились и которые разрушили судьбы населявших их людей. Не скрою, что мне очень приятно, что главная организация историков США - "Ассоциация американских историков" назвала эту работу "самой лучшей книгой в области международной истории".
- Рассматривали ли вы в своей работе тему так называемого "геноцида армян" в Османской империи?
- Как вы понимаете, эту тему нельзя обойти, исследуя период, которым я занимался. Однако нигде в своей монографии я не использую слово "геноцид". Не кажутся мне достоверными и цифры погибшего армянского населения Турции, которые приводятся в армянских источниках. Они, на мой взгляд, завышены, скажем, вдвое, и с каждым годом эта цифра, как ни странно, растет.
Меня очень волновало отношение моих коллег к работе, которую я издал. Помимо всего прочего, была причина, которая связана с продолжением моей дальнейшей работы в университете, где я шесть лет был профессором. В США так принято, что после шести лет работы в вузе твои работы рассылаются коллегам-историкам (это примерно полтора-два десятка ученых), чтобы они высказали свое экспертное мнение. И если хоть одному научный труд не понравится, то университет вправе расторгнуть с тобой контракт.
В прошлом году Принстон продлил со мной договор о работе. Среди одобривших мою монографию был очень известный в США ученый Рональд Сюни, этнический армянин. Как говорится в Википедии, ряд историков и публицистов в Армении обвиняют ведущих западных арменоведов, в том числе и Сюни, в преднамеренной фальсификации истории Армении. Небезызвестный Зорий Балаян cчитает работу Сюни "Взгляд на Арарат: Армения в новой истории" "пасквилем". В ученых кругах известно, что, выступая на конференции в Американском университете в Ереване, Сюни заявил о том, что в середине XIX века армяне не были в Ереване преобладающим этносом и что это не армянская территория. Лекцию пришлось прервать, а Сюни вывести через задний ход. Это означает одно, что он честный историк. И я тоже исходил из принципа, что историк должен говорить правду.
- Вы уже состоявшийся ученый, историк. В чем причина вашего обращения к нашей истории, какой период вы собираетесь исследовать?
- У меня есть моральный долг перед моими азербайджанскими друзьями, в первую очередь перед Овсатом Овсатовым, который, прямо скажу, изменил мою жизнь. Не окажись этот человек на моем пути, возможно, я бы не стал тем, кем сегодня являюсь. Есть и другие ваши соотечественники, сыгравшие определенную роль в моей судьбе.
Я читал в университете курс "Архитектура и культура Османской империи" и мечтал увидеть мечети и музеи Стамбула. В 1991 году эта моя мечта осуществилась с помощью Хафиза Сулейманова, за что я ему очень благодарен, азербайджанца, выступавшего в те годы за Турцию и завоевывавшего не раз первые места на чемпионатах по тяжелой атлетике. В Принстоне я также читаю курс "Введение в Кавказ" для студентов всех курсов, среди которых есть и ваша соотечественница. Так что всех, кто мне помогает, не перечислить.
Но есть и долг ученого. У Азербайджана уникальная история, которую мало того, что плохо знают на Западе, но еще, "благодаря" армянам, узнают в искаженном виде. Дескать, они - тюрки и как турки жестоко относятся к армянам, к тому же они были в составе Российской империи, значит, жестоки вдвойне. Поэтому мне хочется рассказать правду об Азербайджане и азербайджанцах.
В отличие от моей первой книги, в которой много смертей и рассказа о страданиях, связанных с войной, вторая книга будет наполнена позитивом. Пришедшая на смену первой демократической республике на Востоке, какой была АДР, советская власть практически уничтожила все следы ее существования, и на Западе даже представления не имеют, каким демократическим путем развивался Азербайджан. Здесь впервые женщины были уравнены в правах с мужчинами, в парламенте были представлены национальные меньшинства, развивались наука, национальная опера и многое другое, что можно обозначить как первенство вашей страны. На Западе уверены, что первая республика на Востоке была в Турции. Но ведь именно Азербайджан сыграл свою роль и в создании Турецкой республики. А Иран? Американские иранисты, а это, как правило, этнические фарсы, нигде не пишут о роли Азербайджана в иранской конституционной революции 1909 года, о том, как работающие на промыслах Баку иранские азербайджанцы несли демократические лозунги в страну. Вы, азербайджанцы, безусловно, это хорошо знаете, чего нельзя сказать о Западе, исключая, конечно, таких ученых, как Тадеуш Святоховский и Александр Беннигсен.
Есть даже такая теория на Западе среди ученых, что Российская и Османская империи, населенные разными народами, распались из-за национального фактора. Я же, имея в руках документы о деятельности АДР, считаю необходимым опровергнуть такую точку зрения. Меня, можно сказать, потряс один факт - руководители первой республики, несмотря на все то, что произошло во время мартовских событий 1918 года по вине армян, делали все необходимое для примирения, вплоть до того, что отдали Иреван армянам, чтобы у них была столица.
Американский эксперт обвинил армян
Азербайджанские Известия
18660 просмотров