Алмазная афера с участием премьера Армении Тиграна Саркисяна и главы Араратской епархии Армянской апостольской церкви архиепископа Навасарда Кчояна приняла новый оборот. По официальным данным, на днях в результате сотрудничества армянской и грузинской полиции в Тбилиси был задержан обвиняемый в мошенничестве, причинении имущественного ущерба, узаконивании доходов в особо крупном размере армянский бизнесмен Ашот Сукиасян.
Обвинения были предъявлены Сукиасяну на основании жалобы владельца ереванского универмага “Айастан” Пайлака Айрапетяна. Еще в 2010 году Сукиасян (при деятельном посредничестве Тиграна Саркисяна, министра экономики Нерсеса Ерицяна и архиепископа Навасарда Кчояна) получил в “Америабанке” кредит в 10,7 млн дол. под реализацию проекта по ввозу из Сьерра-Леоне алмазного сырья получил. Залогом на получение кредита стало имущество Пайлака Айрапетяна общей стоимостью 33 млн дол., после чего Сукиасян, у кого были долги в миллионы долларов не только в Армении, но и России и даже в Африке еще до этой сделки, прихватив семью, пустился в бега. Темно-серые алмазные и золотые операции в Армении, всегда осуществляются под мощным коррупционным прикрытием. И помогали аферисту Сукиасяну в этой сделке учредители кипрской офшорной компании WLISPERA HOLDINGS LIMITED, премьер и архиепископ. Именно в результате разыгранной в их исполнении хитрой многоходовой комбинации, имущество Пайлака Айрапетяна перекочевало в кипрскую компанию с VIP-учредителями.
И Кчоян, и премьер неоднократно заявляли, что ни на Кипре, ни в другом офшоре не регистрировали какой-либо компании и не наделяли кого-либо полномочиями регистрировать организацию от своего имени. Оправдываясь перед парламентом страны, Саркисян заявил, что специфика офшоров позволяет любому лицу зарегистрировать компанию на произвольное имя. В ответ на это генпрокурор Кипра Петрос Клеридес заявил, что на Кипре зарегистрировать кого-либо в качестве акционера офшорной компании без его разрешения невозможно.
В начале января Административный суд отклонил представленный Айрапетяном иск на Центробанк, министерства финансов и экономики Армении. Бизнесмен считает основными виновниками своего банкротства именно их, в частности, экс-министра экономики Нерсеса Ерицяна. Однако суд мотивировал решение “безосновательностью искового заявления”. Комментируя отклонение иска даже без его рассмотрения, Айрапетян заявил, что суд просто не мог его рассматривать, учитывая ранги лиц стоящих за данным мошенничеством.
Таким образом, помимо всплеска информации об офшорном скандале существенной реакции не последовало ни из генпрокуратуры, ни из следственных органов, ни из полиции, ни из президентской администрации. Однако сегодня, когда главный непосредственный фигурант заведенного уголовного дела Сукиасян найден, реакция последовать все же должна. Вопрос сводится к тому, будет ли отдан Сукиасян на заклание в одиночестве или же компанию ему составит премьер. Учитывая духовный сан Кчояна, генпрокуратура, скорее всего, сделает все, чтобы "отмазать" его от данного сомнительного дела. Что касается Саркисяна, то все зависит от сегодняшней политической конъюнктуры и внутриклановых разборок. Последние публичные разборки Саркисяна с Робертом Кочаряном говорят о желании последнего поставить премьера на место. Согласится ли на такой сценарий действующий президент, и приложит ли усилия, чтобы помочь генпрокуратуре в ее “поисках справедливости”? В противном случае, Саркисян окажется “все еще нужен стране” для проведения очередных “реформ”, направленных на выкачку денег из карманов граждан. Тогда Сукиасяну придется “признаться в содеянном в одиночку ” и посидеть годик-другой, став козлом отпущения. Более серьезного, справедливого наказания для “своего подлеца” власти не допустят.