В России и в мире отмечают 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Важность этого исторического события с каждым годом только возрастает. Память народов бывшего СССР о той войне подкрепляется общими ценностями. День Победы, добытой единством, - возможность отдать дань уважения всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. С людьми, приведшими страну к Победе, беседует "Вестник Кавказа". Сегодня о своем боевом пути вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Алексей Аксёнов:
После того, как немцы заняли Великие Луки, начались облавы. Со всех деревень согнали где-то 800 человек - строить большие лагеря для пленных.
У меня был дядя, он служил в закарпатском городе Перемышль. Теперь это польский город. Дядя демобилизовался в 1941 году и должен был приехать к нам. Но судьба такова, что началась война, и он успел добраться только до Орши. Там с Константином Заслоновым, который, помните, герой Советского Союза, он стал организатором диверсий в депо. Они взорвали десятки паровозов минами, замаскированными под уголь. Но в 1942 году ушли в леса создавать партизанские отряды.
А у нас местные партизаны попросили меня с матерью украсть планшет у немцев. И вот я ночью этот планшет у немцев выкрал. Нам с матерью нужно было доставить планшет партизанам и вернуться обратно, чтобы создать вид, что мы никуда не уходили. Тогда все обошлось.
В другой раз нужно было вывести из лагеря 18 евреев, каких-то ученых. Их пригнали из Невеля. Там было много евреев. Это был национальный еврейский город до войны.
Эти 18 человек сказали: «Леша, сынок, выведи, ты же тут все знаешь». Под Великими Луками есть станция Дубрава. И в тот раз я их туда вывел. Но надо было на утро возвратиться. Мы с матерью вернулись, но нас поймали. Мать избили, потом расстреляли по приказу эсесовского майора Засса. Меня избили, вывернули челюсть.
Потом пришел врач эсэсовец и сказал, что «этого не трогать, кровь у него высокая, первой группы, он пойдет в концлагерь для наших офицеров». И так я до 1943 года был "инкубатором" крови в лагере в Себеже Великолукской области, теперь это Псковская.
Потом Засс стал подполковником, командовал эсесовцами в Великих Луках. Кстати, он был эстонцем из Сааремаа. Затем стал губернатором в Великих Луках. Только в 1943 году его взяли в плен. В 1946 году, когда его вешали, присутствовали те, кто видел, как он вешал их земляков, был там и я.
В 1943 году, когда меня освободили, попал в наш госпиталь. Вылечили. Дальше я служил в 117-й танковой бригаде, которая дошла до Кенигсберга. Брали Невель, Новосокольники, город Таураге, там я получил первое ранение при переправе через Неман. Тогда мне вручили первый орден. А за то, что я украл планшет и мы с матерью вывели евреев, маршал Георгий Константинович Жуков лично передал мне орден Красной Звезды. С этой Звездой я никогда не расставался.
Вот так я дошел до Кенигсберга.