Вестник Кавказа

КЛАНЫ ИДУТ НА ВЫБОРЫ

Муса Мусаев, Дагестан
11 октября в Дагестане должны пройти выборы глав трех крупных районов и мэра города Дербент. В республике все выборы воспринимаются как бесконечная борьба за передел собственности и перераспределение постов, однако борьба за пост мэра Дербента - третьего по величине города - событие экстраординарное. Очевидно, что это голосование станет генеральной репетицией предстоящей борьбы за президентское кресло.

Выборная кампания уже выглядит как всеобщая мобилизация людских и материальных ресурсов, ведь в Дербенте сталкиваются интересы крупных политических игроков. От этого города - транспортного узла и торгового центра - зависят все южные районы Дагестана. В Дербенте проживает одинаковое число лезгин и азербайджанцев – примерно по 30 тысяч, а также близкие лезгинам субэтносы, говорящие на похожих диалектах - 16,5 тысяч табасаранцев, 2,5 тысяч агульцев, 1000 рутульцев.

Основными кандидатами выборной гонки стали представители лезгин - пост мэра Дербента негласно закреплен за этим народом. («Азербайджанским» считается пост главы Дербентского района). Этнические места в Дагестане существовали еще с советских времен. Хотя негласное распределение постов не отражено в российском законодательстве, власти этот принцип стараются соблюдать, поскольку он обеспечивает межнациональный баланс и согласие. Смещение с поста представителя одного народа, и назначение на его место представителя другого часто становилось поводом для массовых уличных акций протеста.

Всего на мэрское кресло претендует 11 кандидатов, но реальная борьба будет разворачиваться между двумя игроками - действующим мэром Феликсом Казиахмедовым и главой Сулейман-Стальского района Имамом Яралиевым, который ранее возглавлял прокуратуру республики.

Яралиева называют «отцом всех лезгин», причем право на отцовство никто из других влиятельных лезгин не оспаривает. (В отличие от некоторых других народов, у которых есть по несколько лидеров, каждый из которых стремится стать главными среди своих соплеменников). Авторитет Яралиева признают по трем критериям. Первый - его влияние на лезгинские элиты. Второй - финансовая состоятельность и образованность. Третий - самостоятельность его клана. Близкие Яралиеву люди контролируют одно из крупнейших дагестанских предприятий - завод по розливу минеральной целебной воды.

Однако против Яралиева будет работать административный ресурс, ведь он позиционирует себя как кандидат, оппозиционный действующей республиканской власти. Отношения с президентом республики у Яралиева не сложились с момента его ухода с поста прокурора. Тогда Яралиеву предложили должность председателя Конституционного суда, но лезгинские интеллигенты сочли, что это – не тот пост, который должен занимать их национальный лидер.

При этом и Феликс Казиахмедов, и Имам Яралиев – члены «Единой России». Правда, официально партия поддерживает Казиахмедова. Ранее на выборы главы Сулейман-Сталского района Яралиев избирался от «Яблока». Это единственный район в Дагестане где, на выборах депутатов райсобрания победили «яблочники».

Соперникам предстоит побороться не только за голоса лезгин, но и азербайджанцев (30,5 тыс.), даргинцев (8 тыс.), русских (5 тыс.), армян (2 тыс.), а также татов и горских евреев. Делая выбор, они будут оглядываться на лидеров свих национальных элит, а также на руководителей двух крупнейших дербентских заводов, производящих алкогольную продукцию. Последние пока воздерживаются от заявлений, боясь испортить отношения с официальной Махачкалой.

Здесь стоит сказать, что пост мэра Дербента - больше статусный, он не сулит больших быстрых денег. Экономика города давно поделена. Самые доходные предприятия - Дербентский завод игристых вин и Дербентский коньячный комбинат - принадлежат влиятельным даргинским и аварским фамилиям. У рекреационных и городских земель есть свои хозяева. Город запушен, его социальная инфраструктура требует огромных капвложений, что проблематично при ограниченном дотационном бюджете. Дербентцы рассчитывают на инвесторов и туристов. Но ни тех, ни других здесь нет. Чтобы использовать уникальные конкурентные преимущества – море, горы, обилие уникальных древних памятников, цитадель «Нарын-колу» - Дербенту нужны «длинные» инвестиции. Первый шаг по их привлечению Казиахмедов, возглавляющий город почти десять лет, сделал - в Дербенте (как физическое лицо) встал на налоговый учет олигарх Сулейман Керимов, и налоговая база города многократно увеличилась. Керимова считают родственником Казиахмедова, признавая при этом, что прагматичный олигарх не обязательно будет делать выбор по родственному принципу.

Среди других кандидатов нет политических фигур. Есть запасные игроки, подстраховывающие основных. Для некоторых кандидатов главное не победа, а участие - получение максимального числа голосов своих соплеменников, чтобы потом снять свои кандидатуры в пользу основных кандидатов.
30065 просмотров