Всероссийский азербайджанский конгресс (ВАК) провел в Москве презентацию книги азербайджанского историка Эльдара Исмаилова "Степан Шаумян – обреченный на забвение. Портрет "легендарного коммунара" без ретуши".
Как заявил «ВК» генсек ВАК Микаил Гусейнов, «книга посвящена жизнедеятельности одного из 26 бакинских комиссаров. Писатель Эльдар Исмаилов раскрыл реальный облик Степана Шаумяна. В течение советского периода мы знали Шаумяна как героя, но факты говорят о том, что столько было совершено преступлений против человечества, против азербайджанского народа. Мы, презентуя эту книгу, думаем, что российский читатель тоже должен знать правду о Степане Шаумяне».
«Мы обсуждаем эту книгу в ситуации, которую я бы попытался охарактеризовать, сказав о трех контекстах, - сказал писатель Чингиз Гусейнов. - Первый контекст евразийский. В этом контексте есть мнение россиян, есть мнения других. Есть контекст азербайджанский, в котором создавался этот труд. И есть контекст, связанный с личностью историка.
Шаумян для Азербайджана – фигура зловещая (я имею в виду мартовскую бойню). Для грузин Шаумян – отрицательная фигура, но они особенно и не высказываются по этому поводу. Для армян – сложная фигура. С одной стороны при отрицании большевистской линии Шаумян не очень им льстит, но с другой - все-таки он не только их сородич, он контактировал с теми фигурами, которые в Армении считаются национальными героями. Армяне почитают Шаумяна за телеграмму «Вождю армянского народа Андронику», но его большевистское происхождение путает карты, поэтому они не рассматривают его оголтело положительно. То есть сложное отношение. В России тоже очень сложное отношение к Шаумяну. С одной стороны, он как бы выступал представителем России в Закавказье. Весь сыр-бор шел из-за бакинской нефти, которую Россия никак не могла потерять. Для этого посылали Шаумяна. Советская власть, конечно, была профаном в национальных проблемах, не понимала, что нельзя на Кавказ посылать к чрезвычайным комиссарам армянина. Сталин это понимал, говорил об этом, но как-то не очень на этом настаивал.
Россия неопределенна в своем отношении к Шаумяну. И тут колоссальную роль играет армянское лобби, мощное армянское лобби в России, которое было и в советские годы, и в досоветские годы.
В Азербайджане он, с одной стороны, зловещая фигура, однако молодоженов в Баку ведут к памятнику 26-ти бакниских комиссаров, который олицетворяет дружбу народов, потому что этот бренд, который очень удачно работал – дружба армян, грузин, азербайджанцев и русского народа – Фиолетов, Джапаридзе, Шаумян. Этот бренд сыграл немалую роль в формировании интернационального сознания в Азербайджане, потому что в советские годы на всех уровнях я слышал «Всем известно, что армяне националисты, но азербайджанцы-то интернационалисты». Этот тезис действительно фигурировал во всех сферах государственной власти. Для доказательства говорили, армянских молодоженов ведут к памятнику так называемых армянских жертв так называемого геноцида в Оттоманской империи. В течение десятилетий в азербайджанские массы внедрялась идея интернационализма, а в армянские массы внедрялась идея национализма, ненависти, гнева.
Что касается творческого контекста историка Эльдара Исмаилова, дело в том, что он один из немногих историков в Азербайджане, которые пытаются в условиях разгула исторического хаоса сказать объективную истину, объективно рассказать о том, как было. У него есть потрясающая книга «История Азербайджана», потому что с развалом Советского Союза и в России, и в других регионах идет засилье антиисторизма. Например, Узбекистан выпустил «Историю Узбекистана»: все, что было до советского периода, подробно описывается, советский период полностью отсутствует и далее с президента начинается новая история Узбекистана. В советские годы тоже были мифы: классовый подход – это мифологический подход к истории. И в Азербайджане тоже идет эта мифологизация истории. Эльдар – один из немногих, кто пытается показать историю так, как на самом деле было. Хотя чистой и объективной истории все-таки нигде не сыщешь, объективной истории, наверное, никогда и не было, полностью объективной, но приближение к объективности у Эльдара Исмаилова наблюдается, и в этом ценность его книги».
По мнению директора Центра постсоветских исследований МГИМО Станислава Чернявского, «книга с таким названием обязывает ко многому, особенно в наше время, когда разрушение мифов о жизни как подлинных, так и мнимых героев стало особенно популярным. Полезно, когда историки и политологи вносят свою лепту в разъяснение, исправление или уточнение привитых нам в молодости представлений об исторических личностях, сыгравших значительную роль в развитии наших стран. Но, конечно, важно, чтобы это было объективно, и я надеюсь, что эта книга объективная».
Как заявил «ВК» сам Эльдар Исмаилов, «Суть книги – это правда о Степане Шаумяне, руководителе Бакинского совнаркома в 1918 году. Книга охватывает более обширный хронологический период – от рождения и до смерти 20 сентября 1918 года. Я подробно пытался осветить весь его жизненный путь, который, оцениваю как неудачный. Неудачный с точки зрения политика. Я считаю, что Степан Шаумян натворил такое количество, я боюсь употребить это слово, глупостей, если не преступлений, что, конец его был неизбежен именно такой, какой он был. В советское время мы очень часто идеализировали деятельность Шаумяна. Но самое интересное, что до сегодняшнего дня больших содержательных монографий о нем, даже в советское время не создано. Есть пара армянских авторов, которые писали, крайне идеализировали эту личность, но, по большому счету, серьезных больших исследований не проводилось. Я думаю, что я впервые создал такое исследование, опираясь на архивы, опираясь на достижения отечественной и зарубежной историографии. Мне кажется, я попытался воссоздать жизненный путь его от начала и до конца. В какой мере это удалось, судить читателю».
На презентации книги Исмаилов коснулся конкретных моментов своего исследования: «Все мы, люди определенного поколения, выросли на кинофильме «26 бакинских комиссаров». Чудесный с художественной точки зрения фильм. У нас создались образы, прекрасный образ Шаумяна. И, наверное, это все запало глубоко в душу, и нам казалось, что это действительно именно тот Шаумян, о котором мы говорили. Когда я начал изучение этой темы, у меня этот образ и был. О Шаумяне в советское время было всего две полноценные книги двух армянских авторов. Я не хочу сказать, что это плохие книги, это были советские классические произведения, написанные в соответствующем духе. Одно произведение, посильнее, было издано в Москве, одно произведение, послабее, - в Ереване. Еще одна книга, к моему сожалению, была издана в Баку. Она была похлеще, чем те два произведения – авторы с еще большим пафосом сказали то, что им, вероятно, велели.
И когда я взялся за эту книгу, было уже другое время, другие взгляды, другие подходы. Я пришел к выводу, что 20 сентября 1918 года его убили за Каспием, отрубили голову. Вопреки тому, что пишут, ни в какую Индию он не бегал. Я пришел к выводу, что он был типичный троцкист. Ни в одном его произведении нет факта о том, что он общался с Троцким. Он любил Ленина, общался с большевиками: с Луначарским, с Богдановым и многими другими. Ни разу не было упомянуто, что он общался или переписывался с Троцким. Этого не могло быть (Троцкий – второе лицо в государстве). Прочитал два тома его произведений и пришел к выводу, что Шаумян действительно был сторонником перманентной мировой революции. Он был убежденный сторонник, даже в большей степени, чем Ленин. Шаумян был догматический, негибкий политик. Его деятельность от начала до конца потерпела крах.
Брачный период был очень важным в его жизни. Я прочитал его письма к его невесте в 17-летнем возрасте. Сколько амбиций было у этого человека! Сколько самомнения! Может быть, он хотел произвести впечатление, но это интересно. Это формирование политического деятеля, а как политический деятель он был чрезвычайно высокого мнения о себе. И то, что он поехал учиться на деньги Манташева – это не случайно. Но есть еще и другие интересные факты. Он ведь так и не окончил ни одно учебное заведение. Он учился в Петербурге, потом в Риге, потом в Берлине и нигде не закончил обучение. Никто не может сказать, кто он по специальности вообще. У него нет специальности. Но зато сколько пафоса, сколько амбиций.
Он был сторонником мировой революции, но в условиях Кавказа, что он предлагал? Ведь его программу по национальному вопросу Ленин назвал, и это не случайно, «Крик из армянского курятника». Это цитата из собрания сочинений Ленина. Это очень интересная оценка Шаумяна. Ленин действительно не знал национального вопроса, очень плохо разбирался в национальном вопросе на окраинах. Ленин предложил Шаумяну как кавказскому человеку написать работу по национальному вопросу. Тот ломался-ломался, потом Ленин сказал, пусть лучше Махарадзе напишет. В конечном счете, работу написал Сталин - «Марксизм и национальный вопрос». Потому что Шаумян не осилил - его точка зрения была настолько догматичной, что на Кавказе должна быть только областная автономия. Это очень интересная точка зрения, и он придерживался ее до конца.
Фашизм – стравливание людей по национальному и конфессиональному признаку. Родоначальником его можно считать Шаумяна. Не потому что он был убежденным фашистом, а потому что он проводил эту политику ради укрепления власти. Ленин назначил его в декабре 1917 года чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа. Существует письмо Сталина Ленину, который почему-то в декабре 1917 года оказался в Финляндии. Сталин пишет ему: «Сейчас приходил Прошьян (Прошьян был левый эсер, но он тогда входил в состав правительства) вместе со своими армянами, - такая пренебрежительная ремарка, - требует автономии для турецкой Армении». Сталин так небрежно говорит об этом. Далее, этот знаменитый тезис о турецкой Армении, декрет Совнаркома, о котором Микоян впоследствии писал: «Какой был бессмысленный документ». Шаумян, конечно, много натворил. Назначить его чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа было ленинской ошибкой. Его не приняли грузины, и буквально выгнали из Тбилиси. Он месяц мотался по Кавказу и вернулся в Баку полный ненависти и желчи по отношению ко всем, кто с ним был не согласен.
Большевики в самом Баку не располагали большинством. Они проиграли первые выборы, вторые выборы. Почему он сидел во главе Баксовета? Потому что несогласие было в рамках всей демократической коалиции, они друг с другом не могли поладить, поэтому решили, пусть будет он, потому что хотя бы центральное правительство на него ориентируется. Это была ошибочная тактика. В душе они все его ненавидели, и он сам не мог справиться с положением. Почему он опирался на армянские военные формирования? У него других формирований не было. Прочитайте воспоминания Байкова, это бакинец, впоследствии эмигрировавший, что он пишет об этом безобразии: «Что он натворил, будучи председателем совнаркома! Ошибка за ошибкой». Иногда стыдно читать, как Шаумян характеризует это правительство - «сумасбродная психопатка», «безграмотный юрист». Шаумян – политический неудачник. Он развалил до революции Бакинскую большевистскую организацию. Там столько непонятных, неясных моментов, которые просто надо было изучать.
Я 35 лет преподаю историю советского общества, и честно говоря, для меня, что про Шаумяна писать, что про Молотова, что про Кагановича, что про Хрущева. Мне одинаково интересна вся история советского общества. Я автор учебника по истории советского общества. Вопрос о Шаумяне – это не сам Шаумян, это та система, которую они создавали. Если сегодня у нас существуют межэтнические противоречия и проблемы, один из тех, кто заложил прочный фундамент в эти противоречия, был Шаумян своей неуемной фантазией, своим жонглерством терминологией и, в общем-то, потому что он занимался тем, чем не должен был заниматься, и не только он один, очень многие. Результат сегодня на лицо».