На Brener autobahne (автотрасса, пронизывающая Германию, Австрию и Италию) я оказался, можно сказать, случайно. Несколько свободных зимних дней удалось заполнить поездкой к морю. Самым близким из теплых морей от моего нынешнего дома оказалось Адриатическое. Соответственно, самым подходящим городом для такой прогулки можно считать Венецию. Интернет-карты помогли уточнить, что итальянский приморский город Триест ближе к Праге на двадцать километров, но в популярности он уступает Венеции в гораздо больших пропорциях. Несмотря на то, что навигатор в автомобиле рекомендовал в качестве "самого короткого" маршрут Прага-Зальцбруг-Лиенц-Венеция, я выбрал "самый быстрый" - Прага-Инсбрук-Верона-Венеция. "Быстрый" и более дорогой – почти весь маршрут надо преодолевать по платному автобану.
На юго-восточной окраине Инсбрука можно было, не выходя из отеля, через окно любоваться снежной грядой гор. Романтик сказал про окрестности Инсбрука - "Карвендельских вершин Божественный чертеж". Конечно, красиво. Но мое любопытство, как ни всматривался в этот чертеж, в восхищение не перерастало. Даже когда вышел из отеля и попробовал пешком приблизиться к белоснежной гряде. Я понимал почему. Мне посчастливилось вырасти на юго-восточной окраине Владикавказа, от которого до Главного Кавказского хребта не более 15 километров. Ледяные скалы Столовой горы, белоснежная шапка Казбека, примостившиеся к ним островерхие пики приветливо сверкали на солнышке с самого утра. Из домашнего окна открывался чудный вид на величественные горы, вдохновивший многих художников, включая автора эскиза папирос "Казбек". А теперь в моем окне Альпы. Но сравнение было явно не в их пользу. Ничего хорошего для себя в "победе" владикавказского пейзажа я не видел. Проехать огромное расстояние, платя за дорожные виньетки, по-европейски недешевый бензин, потратив силы и время, чтобы убедиться, что родные кавказские горы гораздо живописнее, чем альпийские - это разновидность пирровой победы. Но чувство превосходства родного над иноземным долго не продержалось. На сравнения я был обречен, и позже в них ощутимое преимущество все больше завоевывали Альпы. Обращу внимание лишь на некоторые из них.
Безусловно, трасс, похожих на Brener autobahn, на Кавказе пока нет. У проектировщиков и строителей получилось уместить широкую и безопасную дорогу в самом центре широкого ущелья. Местами автобан, держащийся на высоких опорах, давал ощущение полета над склонами. Полотно его постелили почти без трещин и латок. Перевал автомобиль пересек незаметно - для меня и для себя. Рядом с автобаном змейкой вилась старая бесплатная трасса. Ее проложили по старинке - на склонах ущелья. По ней добираются в основном жители окрестных населенных пунктов. Свернуть на нее хотелось и мне - из любопытства. Но отпугнули занесенный снегом асфальт и встречное двухрядное движение. Путь из Инсбрука до Венеции длинной в 450 километров грозил затянуться на целый день. Вот в этом один из европейских плюсов - скорость и удобства можно купить (примерно 14 километров по автобану здесь обходится в один евро).
Сравнения продолжали выстраиваться в моей голове. Уютные ресторанчики с магазинчиками, телефоны для вызова экстренных служб вдоль трассы. В одном месте над ней так низко прополз вагончик канатной дороги с глазеющими по сторонам людьми, что пропало даже чувство дорожного экстрима. Горнолыжники неслись вниз прямо около автобана. И ни одного полицейского! Только в районе итальянского Тренто я обогнал автобус с вооруженными людьми в форме. Их вид говорил, что их ничего сейчас не интересует, кроме красивых горных пейзажей. На автобусе была надпись "Carabinieri". На Кавказе вооруженных людей, в форме и без нее, гораздо больше.
Суровые заснеженные скалы австрийских Альп сменились южными пологими склонами на итальянской стороне. Суворову и его армии, конечно, было сложнее преодолевать альпийские скалы, чем мне на "Nissane Qashkai" по автобану. Знаменитая картина Сурикова в полной мере передает драматизм Швейцарского похода. Судя по обледенелым склонам, художник запечатлел русских воинов на северном, швейцарском участке Альп. Итальянские южные склоны - теплее и мягче.
И тут на ум мне пришла очередная аналогия. Природный ландшафт по дороге Инсбрук-Верона напомнил тот, что наблюдаешь по дороге Владикавказ-Цхинвали. На севере - снег, суровые скалы, на юге - теплые склоны и хвойные леса. Более того! Я вспомнил, что еду по историческому Тиролю. Этот регион в восточной части Альп ныне подразделяется на австрийский Тироль и итальянские автономии Южный Тироль и Тренто. Южные тирольцы до 1960-х годов боролись за свою независимость от Италии. Они хотели присоединиться к своим братьям, живущим за перевалом, в Австрии. Так же как чуть позже и южные осетины решили выйти из-под контроля Тбилиси, чтобы присоединиться к северным, живущим за перевалом в России. Похожими здесь оказалась не только природа, но и судьбы народов. Тироль, как Осетия, был разделен горами на разные климатические условия и страны. Отношения между южными тирольцами и итальянцами в еще недавние времена в целом походили на те, что наблюдаем сегодня между южными осетинами и грузинами. Аналогии заставили меня более внимательно смотреть по сторонам, ища красноречивые приметы современного Тироля, переболевшего более сорока лет тем же недугом, который сегодня охватил некоторые кавказские регионы.
В очередной раз жизнь преподнесла сюрприз, проложив мой путь через столь поучительный регион.
Продолжение следует
Южный Тироль и Южная Осетия: что общего -1
Олег Кусов
31615 просмотров