После прошлогодних событий на Манежной площади в Москве вопрос о русской, российской идентичности стал одним из самых обсуждаемых среди экспертов и политиков. Корреспондент "ВК " поговорил с основательницей проекта "Умная школа", журналистом и телеведущей Тиной Канделаки о том, в каком состоянии находится проблема межэтнических отношений в российских школах.
- Как вы оцениваете национальную политику России на Кавказе.
- Я очень хочу поехать на Северный Кавказ. Я, честно говоря, никогда там толком не была. Работая в Общественной палате, я объездила много регионов, но на Северном Кавказе была только однажды, когда мы снимали программу «Нереальная политика» с Рамзаном Кадыровым, да и то в течение трех-четырех часов. Мы прилетели, сняли и улетели. Теперь я поеду туда в феврале в рамках проекта «Умная школа». Очень сложно говорить о политике, руководствуясь только тем, что ты читаешь. Часто существует расхождение между тем, что ты слышишь от других, и тем, что ты видишь собственными глазами. Когда я увижу, то буду более компетентна и смогу ответить на ваш вопрос.
- А в чем суть проекта «Умная школа»?
- Проект "Умная школа" – площадка, которая возникла после проведения одноименного форума, на который были приглашены педагоги из 45 регионов. Проект имел своей главное целью налаживание диалога между представителями образования, начиная от простых учителей и заканчивая чиновниками Министерства образования. Главной площадкой проекта стал сайт умная-школа.рф. На этом сайте есть возможность обсуждать новые законы и стандарты.
- Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы в школьной среде не было межнациональной розни?
- Это очень долгий и сложный разговор. Межэтнические отношения – одна из самых сложнейших проблем в сегодняшней школе. Мне знакома эта проблема не только по письмам и сообщениям на сайте "Умной школы", но и на опыте собственных детей. Это очень серьезная проблема, потому что нет формы, по которой все профессиональное сообщество могло бы договориться о каком-то едином языке, на основе которого все это можно было бы объяснить детям. Есть хорошие педагоги, которым легко объяснять, в том числе и такие сложные вещи. Но многим учителям это делать непросто.
Когда мою дочь стали дразнить в школе "грузинским пельменем", я объясняла ей: «Ничего страшного в этом нет. Я грузинка, твой пап русский. Мы все живем в России. И абсолютно не важно, какое в тебе количество кровей, а важно то, насколько ты понимаешь и любишь свою культуру, культуру своих родителей. Этого не надо стесняться. Этим надо гордиться».
Но чтобы этим гордиться, нужно знать, кто такие грузины, кто такие армяне, вообще все предки моей дочери. Она Миланья Кондрахина – внешне абсолютно русская девочка с голубыми глазами, но в ней намешано столько кровей! При этом она гражданка Российской Федерации.